Навигация по сайту

Новости

«Яблочный спас в Украине нужно отменить» - прот.Георгий Коваленко

Версия для печати

В воскресенье, 19 августа, православные и греко-католики отмечают праздник Преображения Господня , Которое в народе называют Яблочным Спасом или Вторым Спасом. Об истории праздника, его значение и традиции «Апостроф» рассказал ректор Открытого Православного Университета Святой Софии-Премудрости прот. Георгий Коваленко .

- Какую историю имеет праздник Яблочного Спаса?

- Знаете, мне кажется, что Яблочный Спас уже давно надо отменить. Для этого есть несколько причин: богословская, календарная, климатическая и, наверное, даже потребительская. А теперь по порядку.

Во-первых, это праздник не в честь яблок. Его значение открывает слово "спас" - это праздник в честь Спасителя. В августе мы имеем три Спаси и Яблоневый является вторым из них. Этот праздник Преображения Господня, и с богословской, церковной точки зрения никакой связи между Спасом и яблоками, между Христом и яблоками нет.

Откуда возник этот связь? Он был связан с богослужебными традициями Греции, откуда к нам пришло христианство, и с климатическими условиями Украины. По традиции, в Греции на Спаса освящали новозибраний виноград, из которого потом делали вино, которое использовали, в том числе, для богослужений и причастия. К сожалению, тогда в наших широтах виноград НЕ созревал, потому что не рос. Зато как раз в то время у нас созревали яблоки, поэтому возникла традиция приносить в этот день яблоки с первого урожая. Но климат изменился - сегодня яблоки у нас созревают намного раньше Спаса, и собраны в настоящее время плоды - далеко не первые. Более того - мы уже имеем виноград, который здесь растет и созревает. Поэтому если уж и называть этот праздник каким-то фруктовым образом, пусть будет Фруктовый Спас. Возможно, нам стоит тоже поблагодарить Бога за те фрукты и дары, которые он нам дает.

С другой стороны, в чем заключается календарная причина? Раньше люди мерили календарный год не цифрами и месяцами, как мы это делаем сейчас, а своим огородным календарю, в зависимости от того, когда что созревает, когда и что нужно сажать или собирать. В селе было не много письменных людей, которые следили за календарем, а среди тех, кто это делал, обычно был священник. Поэтому люди привязывали свой земной, сельскохозяйственный календарь к церковному. Так соединились многие традиции и так день Преображения Господня стал называться Яблочный Спас.

Но сегодня измеряем календарь таким образом. Более того, сегодня мы не живем в основном сельским хозяйством, ведь большинство граждан живут в городах. Поэтому такая привязка к сельскохозяйственному циклу сегодня неактуальна. То же самое касается потребления: когда появляются первые яблоки? В 8 утра, когда открывают супермаркет. Мы яблоки круглый год.

Поэтому мне и кажется, что стоит несколько изменить название этого праздника. Можно вернуться к классической названия - День Преображения Господня, можно использовать второе название - Яблочный Спас, а можно применять обновленную название - Фруктовый Спас.

- Как правильно отмечать День Преображения Господня?

- Этот праздник напоминает нам о событии, которое происходило, когда Христос жил свою земную жизнь. Во время путешествий с апостолами по Галилее однажды он поднялся с двумя из них на гору Фавор. В этот момент он преобразился перед ними, и апостолы увидели его в очень необычном виде: его одежда была белая, как солнце, и даже ослепляла глаза. Одновременно появились двое ветхозаветных пророков - Илья и Моисей. Они говорили с Христом, а апостолы были напуганы, обескуражены и радостные одновременно. Они даже говорили, что им хорошо там быть, предложили возвести там жилье и остаться жить. Но Господь успокоил, вернулся к обычному виду, и они пошли и дальше проповедовать Евангелие.

Есть несколько толкований этого праздника. Одно из них - напоминание нам, что люди до грехопадения были другими. Возможно, именно так выглядели люди в раю, наши тела могли быть другими.

Еще один смысл этого праздника - в необходимости меняться, преображаться. Мы должны делать это изнутри. Когда меняется наше мировоззрение, жизнь, настроение на веселый, добрый, позитивный, жертвенный, христианский, можно долго продолжать этот ряд эпитетов, тогда меняется и наш внешний вид. Мы знаем: когда человек счастлив, это написано у нее на лице, когда она радуется, это можно заметить в глазах. Именно этот призыв к внутреннему преображению, которое должно изменить каждого из нас, и в этом празднике.

С другой стороны, можно расширить свои границы, ведь все мы живем в сообществах. Все говорят о необходимости изменений в стране, но откуда они должны начаться? С нас, изнутри. Если между нами будут настоящие христианские отношения, если мы преобразит наше отношение к ближнему, труда, праздников, то и окружающую среду начнет меняться. Мы можем дать празднику Преображения даже такое измерение. Но его истоки нужно искать в Евангелии и не забывать, что это одно из с Господом праздников, то есть праздников в честь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И именно поэтому это Спас.

- С какими мифами и предрассудками относительно этого праздника вы сталкивались?

- На самом деле вокруг этого праздника есть немало традиций и предрассудков. В традициях нет ничего плохого, просто их надо наполнять смыслами. Среди них есть то, что называют наивным благочестием, где нет высокого полета богословия, но есть искренность, и ее тоже не надо терять. Мы все любим наивное искусство, например, картины Марии Примаченко. Мы видим в нем эту искренность.

На Преображение существует определенная традиция для женщин, которые потеряли детей (а в современном мире это связано еще и с абортами): не есть до Второго Спаса, например, яблоки или виноград, или еще что-то. То есть таким образом, постом, напоминать себе о потере или совершенный грех. В этом наивном стремлении есть огромный глубокий смысл: человек не забывает о беде, которая с ней произошла, и выбирает для себя определенным самоограничением путь поста. Более того, Преображение приходится на Успенский пост, и это время, когда мы все постимся. Это также пост, в который мы должны думать и о нашем переходе в вечность. Поэтому, думаю, песни практики, которые существуют вокруг Преображения, имеют смысл тогда, когда мы их им наполнили: мы не берем яблоко не потому, что оно гниет у дороги, а потому, что делаем это ради чего-то. Возможно, те фрукты надо вовремя собрать и передать в детский дом или накормить соседей, посетить родственников и так далее. Вся наша религиозность, традиции должны иметь выход в реальность и добрые дела.

- Насколько в целом среди верующих распространены предрассудки в отношении тех или иных праздников?

- Суеверия возникают там, где нет знаний и просвещения, а вера базируется не на Священном Писании и традициях евангельской проповеди, а на определенных ощущениях. Речь идет о том, что мы имели в библейским религиях в дохристианские времена, когда человек ориентировалась в мире с помощью мифов, наделяла потусторонними силами явления природы, деревья, плоды и так далее. В этой системе координат как раз и действует мифологизированная, магическая форма восприятия религии. Это никуда не девается и в современных формах религии, но одно дело - когда это украшение, составляющая традиции, и совсем другое - когда форма заменяет смысл. Например, когда в День Преображения Господня мы особо не вспоминаем Христа, не говорим о необходимости преображения нашей жизни или мировоззрения, а начинаем дискутировать о яблоки, виноград, мед и т.д., то это уже проблема.

Христос - это богочеловек, мы же состоим из души и тела, у нас есть внутреннее и внешнее, но все это должно находиться в балансе. Баланс и полнота религиозности, которая состояла из понимания, знаний, а также традиций и обрядов - это то, чему должен стремиться христианин, об этом говорит церковь и, думаю, этому помогают современные медиа, поскольку задают слишком много вопросов.

Марина Евтушок, апостроф

Мы объявляем благотворительную подписку. Помочь можно, перечисляя ежемесячно необременительную для вас сумму на:

  • Карту «ПриватБанка»
  • Webmoney - R504238699969, U862362436965, Z274044801400
Какую историю имеет праздник Яблочного Спаса?
Откуда возник этот связь?
С другой стороны, в чем заключается календарная причина?
То же самое касается потребления: когда появляются первые яблоки?
Как правильно отмечать День Преображения Господня?
Все говорят о необходимости изменений в стране, но откуда они должны начаться?
С какими мифами и предрассудками относительно этого праздника вы сталкивались?
Насколько в целом среди верующих распространены предрассудки в отношении тех или иных праздников?