Навигация по сайту

Новости

Главная Новости

Межэлитный мир второго срока

Опубликовано: 24.10.2018

18 сентября состоялась вторая инаугурация Евгения Куйвашева. В 2012-м году он был приведен к присяге в зале заседаний Законодательного собрания. Но тогда он, можно сказать, был назначен. В сентябре 2017-го - избран. Поэтому мероприятие проходило в Театре эстрады. В этом здании проходили инаугурации Эдуарда Росселя - первого (и до Куйвашева - единственного всенародно избранного) свердловского губернатора. Поэтому, когда Куйвашева спрашивали, не является ли выбор места для церемонии неким "символом поддержки" подследственного худрука Александра Новикова, уже избранный губернатор честно отвечал: "Инаугурация губернатора проходит там, где она всегда проходила. Хороших традиций я не нарушаю".

Старожилы, конечно, вспомнили, что в 2005 году Россель тоже назначался губернатором через Заксобрание. И тогда церемония вступления в должность прошла во Дворце молодежи. Но вот когда губернатора инаугурировали после всенародных выборов, то всегда в Театре эстрады. Хотя раньше в этом здании и Театра эстрады не было - просто главные предвыборные штабы Росселя размещались всегда в Доме политпросвещения, далеко ходить не надо. Так что Куйвашев прав насчет традиции - избранные губернаторы вступают в должность здесь, как бы это место ни называлось, и кто бы ни заведовал зданием.

Хотя, в 2009 году Александр Мишарин... Получается второй во всех смыслах губернатор - и по порядковому номеру, и второй назначенец? В общем, его к присяге приводили тоже в Театре эстрады. Черт разберет теперь эти традиции.

Время, кстати, для торжества было выбрано очень уж нетрадиционное - понедельник, 11 утра. Но и график у новоизбранного - не сахар. Настроение у подъезжавших к Театру эстрады было поэтому, не сказать, чтобы праздничное, скорее - деловое, собранное. А вот внутри было... пустынно. То есть у входа было несколько человек охраны и протокола. Оцепленные веревкой, кучковались журналисты - их и в здание-то пускали через боковой вход. А в холлах было абсолютно безлюдно! Только на парадных лестницах пытались красиво стоять расставленные по ступенькам суворовцы. Не сказать, что было пустынно и безлюдно, как в майской, 2012-го, Москве, но очень уж непривычно для официальных мероприятий в этом здании.

Первая причина становилась понятной при входе в зал. В этот раз приглашения были неименными, зато все (!) 600 кресел в зале были подписаны. Не просто рядами - "правительство Свердловской области", "правоохранительные органы" или "общественные организации" - как раньше. А каждое - конкретным ф.и.о! Поэтому вся публика толпилась в зале, лихорадочно пытаясь понять, как найти среди полутысячи табличек свою. Билетерши театра и девушки с планом рассадки малоуспешно пытались всем помочь. Сплоченные чиновничьи страты - депутаты, правительство, силовики - добирались до своих привычных рядов приблизительно, а там уж рассаживались по старой памяти.

Омбудсмен Татьяна Мерзлякова то и дело пересаживалась - сначала села с бизнес-омбудсменом Еленой Артюх. Потом зачем-то поменялась местами с детским омбудсменом Игорем Мороковым (видимо, в подкорке записано, что детям всегда надо уступать). Кстати, конечная диспозиция оказалась удачной. Когда уже все закончилось и все толпились на выход, Куйвашев, выбравшись из рядов только что созданного им - буквально в зале - правительства временно исполняющих, попал прямо в объятия Мерзляковой.

- Специально фотографировал, как мы целовались? - смущенно спрашивала она потом.

А во время рассадки областной прокурор Сергей Охлопков недовольно бурчал на билетершу, которая не давала ему усесться в кресло с табличкой "Пантелеев В.Ю."

Сам же председатель Уставного суда, в мантии и с регалиями, стоял на вершине амфитеатра, практически под потолком, там, где, судя по табличкам, располагались "федеральные органы исполнительной власти". В инаугурации он участвует не впервые, Но впервые ему пришлось выходить на сцену для церемониальной роли, а для этого пришлось облачаться. А роль, как оказалось, очень короткая. Наверное, поэтому Вадим Юрьевич забрался в самый конец прохода, чтобы никто не подумал, будто он думает, что выглядит слишком нарядно.

- О, Паслер! - беззлобно замечал Пантелеев сверху лысину экс-премьера (когда премьера ликвидировали, у Паслера лысина исчезла было, а сейчас вот, выходит, опять появилась). - Как его позвали-то?

А в зале незваных то и не было. Зато было много тех, кого увидеть удается в этом зале разве что на инаугурациях губернатора (то есть примерно раз в 14 лет). Депутата Госдумы РФ Зелимхана Муцоева, например.  Или Игоря Баринова - он и будучи депутатом Госдумы редко появлялся на торжественных мероприятиях. (Потом на фуршете Куйвашев пообщался с главой федерального агентства по делам национальностей в числе первых, и чуть ли не дольше, чем с остальными. Интересно, думал ли Баринов что-то вроде "на его месте мог бы быть я"?).

Ну, а вторая причина безлюдности театрального фойе и сегрегации журналистов прояснилась примерно в 11:05. Сначала главный голос Свердловской области Павел Блик объявил о начале церемонии. Затем на сцену вынесли флаги РФ и Свердловской области с губернаторскими регалиями, прозвучал гимн (он потом звучал еще дважды). На сцену вышли председатели - облизбиркома, Заксобрания и Уставного суда. Не было только виновника торжества. Закручивалась интрига, похожая на зажжение олимпийского огня - а как? а откуда он появится? И он появился на большом экране - камеры от входа транслировали, как Куйвашев подъехал к Театру эстрады, вошел в здание, прошел мимо журналистов. И вот он уже поднимается по лестнице, а суворовцы отдают ему честь, как доминошки. Оказывается, все зачистили под удачный режиссерский ход! (Пожалуй, единственный за церемонию - мини-концерт был странноватым).

А Куйвашев тем временем уже входил в зал и поднимался на сцену. Его походка не то, чтобы выдавала волнение. Скорее, он шагал так, чтобы придать уверенности самому себе. Ведь, конечно же, он очень волновался. Зал приветствовал избранного губернатора аплодисментами стоя. Второй раз потом будут стоя аплодировать, когда на сцену поднимется Россель. Ну, а что - в этом зале ведь сегодня и было всего два губернатора.

Валерию Чайникову предоставили слово первому. Он зачитал решение областной избирательной комиссии об избрании губернатором Евгения Владимировича Куйвашева и попросил у Евгения Владимировича разрешения вручить решение комиссии и удостоверение избранного губернатора. Стоявший на сцене Евгений Владимирович не отреагирвал никак, то есть даже не кивнул, поэтому Чайников просто пошел и вручил. Зеленую (!) папку и красную корочку. (Их тут же Куйвашев передал вышедшей на сцену помощнице - в самом деле, зачем они ему могут понадобиться, если через несколько минут он получит кое-что посущественней - и не от Чайникова, а от Бабушкиной).

Председатель Уставного суда объявил норму устава о принятии присяги. И Куйвашев произнес присягу. И вот теперь по голосу чувствовалось, что он уже не волнуется. А потом Людмила Бабушкина надела на губернатора цепь. И - по привычке? - встала рядом с губернатором для фотографирования, даже попытавшись слегка развернуть губернатора к воображаемым фотографам. Как будто это не она только что наделила Куйвашева символом губернаторской власти, а губернатор вручил ей какую-то госнаграду, и сейчас полагается сфотографироваться на память. Стало заметно, что волнуется уже не губернатор, а Бабушкина. Она потом и речь произносила без бумажки, но от волнения выходило (да как обычно, впрочем) стилистически малограмотно.

И вот когда эти трое со сцены ушли, на нее неожиданно пригласили Виктора Шептия. Однако быстро выяснилось - для зачтения поздравления от председателя партии "Единая Россия", председателя правительства РФ (именно в таком порядке) Дмитрия Медведева. Прочитав текст, который уже успели опубликовать все газеты, Шептий от себя гаркнул: "Вперед, к победе "Пятилетке развития"!" И подошел решительно пожать губернатору руку. Они оба уже не волновались - отволновались каждый свое, пройдя эти выборы (а ведь, по сути, вторые за год - с сентября до сентября) плечом к плечу, как говорится.

Самый именитый свердловский депутат Госдумы, Павел Крашенинников, поднявшись на сцену, пожимать руку губернатору не стал. Подошел к пюпитру, по-профессорски надел очки, зачитал поздравление от председателя нижней палаты парламента Вячеслава Володина, снял очки, от себя кратко поздравил, после чего и подошел пожать руку. Крепко их там, в Госдуме, Володин дрессирует, видать.

Зачитывать поздравление от председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко предоставили Аркадию Чернецкому. Когда экс-мэр поднимался на сцену, аплодировали ему не то, чтобы сильнее, чем предыдущим вручантам... Просто в некоторых местах зала (в силу рассадки, что ли) хлопали чуть громче и на пару секунд подольше. Сенатор от себя тоже сказал небольшую речь. Как и во времена мэрства, построив ее при помощи многочисленных сложноподчиненных "[то], что". И, как один из самых опытных в этом зале политиков, тремя словами, но необычным определением, выразил самую суть победы Куйвашева: "социальный межэлитный мир".

Митрополит Кирилл поднялся на сцену не только с миром, но и с мудростью. Владыка зачитал поздравление от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Может, для Куйвашева поздравление Святейшего стало сюрпризом, а может просто было очень приятно - но все выступление губернатор смотрел на митрополита, а не в зал, и слушал, почти развернувшись к владыке всем корпусом. Правящий архиерей от себя добавил очень важную мысль: не надо держать в сердце временность пребывания на посту губернатора, а надо смотреть вперед на века. На прославившегося на века предшественника намекнул. Со своим добрым сердечным другом митрополитом губернатор троекратно обнялся.

Все-таки, владыка - непревзойденный тамада. Сразу после него объявили Росселя - и зал встретил первого губернатора стоя, аплодисментами, едва не переходящими в овацию. Сенатор был на удивление краток - может, бережет силы для собственного юбилея? Чудных автобиографических экскурсов не делал. Разве что в самом начале, когда признался, что очень переживал за судьбы области в промежутке 2009-2012 г.г. (имен не называл). Но пришел Евгений Владимирович, и у Росселя душа успокоилась и запела. Впрочем, экс-губернатор быстро свою любимую песню оборвал и перешел к тому, что сейчас страна в кольце врагов, а Урал, выходит, опять передовой рубеж обороны. Россель сказал, что внимательнейшим образом прочитал предвыборную программу Куйвашева. Но по всему вышло, что нам вместо пятилетки мирного развития предстоит какая-то всеобщая мобилизация. Впрочем, Росселя слушают с удовольствием и хлопают всему, что бы он ни говорил. Куйвашев и Россель обнялись крепко - так, как это умеют делать только эти два политика в Свердловской области.

А вот последний оратор церемонии аплодисменты сорвал неожиданно. Первой же фразой. "Я подравляю вас, Евгений Владимирович, с безоговорочной победой на выборах!" - сказал председатель совета глав муниципальных образований Свердловской области Петр Соколюк. И зал в Екатеринбурге чуть ли не овацией встретил эту простую, казалось бы мысль, мэра из далекого Ивделя. Победа ведь, в самом деле, получилась безоговорочная.

Со сцены Куйвашев, произнеся традиционную речь, спускался походкой не столько уверенной, сколько... Она была не то, чтобы летящая. Он такой походкой, бывает, идет на работу в резиденцию. Рабочая такая походка, легкая. Он и работать начал сразу, прямо в зале провел заседание своего правительства - отправив всех в отставку и тут же назначив временно исполняющими обязанности.

Но перед этим еще был традиционный концерт от коллектива Александра Новикова, который в этот раз испытанием тоже оказался легким - всего четыре номера самодеятельности. Как было сказано в сценарии, "массовых". Первым номером - премьера песни о Свердловской области. Такой новый неформальный гимн. Незамысловатый, в меру пафосный. В нем, если что, можно будет слово "Свердловская" заменить на "Уральская", например. Александр Пантыкин, кстати, категорически открестился - мол, не мое произведение. А вот от второго номера программы откреститься неплохо бы и постановщикам. Танцоры в псевдонародных костюмах (с обильной малахитовой зеленью - а как же ж?) под легкую песню в джазовом стиле - это развидеть. Спортивные танцы молодежи с флагами под песню "Мы - свободная Россия" - это да, духоподъемно и прогрессивно. Как и финальный общий хор.

Легким оказался и фуршет в формате "бокал шампанского". В смысле не кормили вообще ничем. Наливали тоже немного. Во-первых, это последние годы стиль такой (типа, экономим в кризис). Во-вторых, в 2009-м столы ломились - а чем кончилось? Но вот то, что утро понедельника - это лишило банкет фирменной росселевской виньетки "за губернатора Свердловской области троекратное ура!"

Смущенными выглядели бизнесмены Андрей Симановский и Игорь Завадовский. Вот они точно на инаугурации губернатора были впервые. Самый крупный бизнес представлял только Андрей Козицын. Впрочем, что значит "только"? В 2009-м году у Мишарина на подобном (отнюдь не точно таком же, конечно!) мероприятии из крупняка был только Виктор Вексельберг. Но в этот раз ему здесь делать было, видимо, нечего. А если бы не Козицын, то, может, и инаугурации бы этой не было?

А ведь победа ковалась всеми олигархами. Больше 70% голосов Куйвашев получил где? В территориях Козицына и Пумпянского, ЧТПЗ и Росатома. А меньше всего где? Вот эта загадочная фраза губернатора про Владимира Тунгусова - "И он будет работать ровно столько, сколько будет оставаться эффективным" - это не про это? Хотя, нет, наверное, это про другое. Кстати, с инаугурации Тунусов уехал в одной машине с еще одним олигархом, тоже, наверное, внесшим вклад в победу, но это не Козицын, и мы его не будем называть.

В Нижнем Тагиле у Куйвашева тоже высокий результат. Сергей Носов на инаугурации был. На фуршете, по привычке, стоял в сторонке. Про него можно сказать, чуть передвинув точку: будет работать ровно столько, сколько будет оставаться.

А вот Евгения Ройзмана и не звали. Да он бы и не пришел. Куйвашев ведь выиграл выборы не только у соперников, но и у него. И милостью победителя сразу после выборов поехал в "Город без наркотиков". Дюша Кабанов на инаугурации был. Его теперь в шутку "бюджетником" дразнят.

Из "букингемского дворца" тоже никого не позвали. Эти бюджетники вклада в победу не внесли.

Из формальных соперников были Дмитрий Сергин, Дмитрий Ионин и Константин Киселев. Последний горячо убеждал, что если бы не дурацкий бойкот - он бы занял второе место по области, сыпал цифрами "2%" и "68 тысяч голосов". Впрочем, мастерство Киселева, как политтехнолога, в том и состоит - объяснить и оправдать любой результат.

У Куйвашева времени насладиться своим результатом не будет. Срок - второй, ста дней не положено. Повестка что в области, что в стране - требует мобилизации (Россель ведь носом все чувствует, не хуже Жириновского). Выборы, конечно, были не стерильными уж настолько, но с реальным разъяренным электоратом губернатор столкнулся сразу после кампании - жалости нет никакой у тех, кто придумал его на митинг дольщиков в минувшую субботу вывести.

Но что облегчает Куйвашеву жизнь? По одной популярной западной электоральной теории, на выборах побеждают три типажа: вздорный старик, строгий завуч или молодой негодяй. Ни на кого не намекаем относительно наших реалий. Сформулируем не так обидно.  Росселем двигала жажда власти и желание войти в историю. Мишарин - типичный карьерист. Мечтал ли Куйвашев о другой карьере? Возможно, лет пять назад. Но президент переназначил его на этот пост, наделил властью своим указом, после чего он прошел через прямые легитимные выборы. Хочет ли он войти в историю? Наверняка. Что у него для этого есть? То, что в нем отмечал и Путин через слова Пескова, и Медведев в своем поздравлении - эффективность. Ну, как-то вот так это теперь называется. Умение работать на результат, если говорить просто. 

rss