Навигация по сайту

Новости

Локк Джон

Локк (Locke) Джон (29.8.1632, Рингтон, - 28.10.1704, Отс), английский философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем был преподавателем; занимался экспериментальной химией, метеорологией и медициной. В 1668 избран в Лондонское королевское общество. Став в 1667 домашним врачом, а затем секретарем лорда Эшли (графа Шефтсбери) - видного общественного деятеля времен Реставрации, Л. приобщается к активной политической жизни. Вслед за Шефтсбери, спасаясь от преследования английского правительства, в 1683 эмигрировал в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после провозглашения его королем Англии вернулся в 1689 на родину. С 1691 жил в Вот это в имении Мешем, занимаясь в основном литературной работой.

В центре философии Л. стоит его теория познания, которую он строил в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. бекона , противостоя картезианству , кембриджским платоникам и университетской схоластической философии. На взгляды Л. оказали также влияние идеи П. Гассенди , Р. Бойля Т. Сиденхема и И. Ньютона . Главное сочинение - «Опыт о человеческом разуме» (1690), над которым Л. работал около 20 лет, посвящена рассмотрению происхождения, видов и возможностей человеческого познания. Согласно Л., не существует врожденных идей и принципов - ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею бога, а все человеческое знание проистекает из опыта. Все идеи возникают из двух основных источников - опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел - первичными, с которыми эти идеи (протяженность, фигура, плотность движение), или вторичными, с которыми идеи не похожи (цвет, звук, запах, вкус). С помощью соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Л. различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Он считает, что познание реальное лишь постольку, поскольку его идеи согласны с действительностью, и определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков согласно соответствия или несоответствия обозначаемых ими вещей. В вопросе о значении общих терминов Л. склоняется к концептуализма , Отмечая, что реальная суть вещей остается неизвестной и ум имеет дело с номинальной сути. Познание Л. делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существование единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Л. явный рационалистический элемент. К «Опыта ...» примыкают сочинения Л. «О пользовании разумом» (опубликовано 1706), «Исследование мнения отца Мальбранша о видении всех вещей в бозе» (1694), а также его ответы критикам-богословам Норрису и Стиллингфлиту. В письмах к последнему (1697-1698) особый интерес представляют мысли Л. о способности материальной субстанции к мышлению, о критериях достоверного знания.

Выступая против религиозного фанатизма различных сект, Л. настойчиво призывал к веротерпимости. Защиты религиозной свободы он посвятил четыре письма о веротерпимости (изданы в 1689, 1690, 1692 и 1706). В сочинении «Разумность христианства» (1695) Л. в духе протестантизма стремился отделить «настоящее» учение Христа от дальнейших видоизменений. Позиция Л. близка деизму и унитариям , Однако он считает, что, поскольку человеческий разум ограничен, христианство, даже разумное, нуждается в откровении, в приобщении к божественному опыту «через его дух», без чего всякая религия пуста.

Хотя Л. считал, что этика может быть наукой вроде математики, и практиковал приемы точного анализа этических терминов и положений, он не создал последовательной этической теории. Свои утилитарные максимы о том, что добро есть то, что причиняет или увеличивает удовольствие и уменьшает страдания, в достижении этого и заключается счастье, стремление к которому есть основание всякой свободы, Л. корректировал определением морального добра как подчинения человеческих волевых акций закона, коренится в божественной воле - «настоящей морали». В благоразумному и благочестивой сознания в конечном счете достигается гармония между личными и общественными интересами.

Классическим трактатом по педагогике стали «Некоторые мысли о воспитании» (1693), где Л. исходит из идей о решающем влиянии среды на воспитание, необходимости учета естественной склонностей ребенка, формирование у него здорового тела и духа. Сначала ребенок целиком находится под влиянием родителей и воспитателей, которые должны быть для его примеру; по мере того как он взрослеет, он получает свободу. Относя «пользование разумом», а следовательно, и плодотворное учение до зрелого возраста, Л. считал, что к учению следует приступать только после того, как сформирован характер ребенка (притом в семье, а не в школе) и ему привиты основы морали . Задачей, содержания и методам схоластического учения Л. противопоставлял программу образования, исходящую из потребностей делового буржуазного общества. Оно должно основываться на развитии у детей интереса к учению и любознательности. Учение древним языкам сводится к минимуму; подчеркивается важность изучения родного языка. Наряду с новыми языками и математикой, особенно способствующей развитию мышления, должно быть введено изучение географии, истории, основ права и «естественной философии».

Социально-политическая концепция Л. содержится в «Двух трактатах о государственном правлении» (1690). Первый трактат посвящен опровержению феодально-патриархальных взглядов Р. Филмера на божественное право абсолютной королевской власти, второй - содержит теорию конституционной парламентарной монархии, по сути являясь оправданием и обоснованием социально-политического строя, утвердившихся в Англии после переворота 1688-89. Неизбежность института государственной власти Л. рисует с позиций теории естественного права и общественного договора . В отличие от абсолютистской теории государства Т. Гоббса, по Л., правительству передается только некоторая часть «естественных прав» (отправление правосудия, внешних отношений и т. П.) Совета эффективной защиты всех остальных - свободы слова, веры и прежде всего собственности . Чтобы предотвратить злоупотребления, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и «федеральной» (внешних отношений), причем же правительство должно подчиняться закону (см. «Разделение властей» ). Народ остается безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже сбросить безответственное правительство. В экономической теории Л. придерживался принципов меркантилизма и трудовой теории стоимости.

Идеи Л. сыграли огромную роль в истории философской и общественно-политической мысли европейского Просвещения. Они оказали большое влияние на английских деистов Дж. Толанда и Дж. Пристли, на Вольтера, Кондильяка (Франция) и особенно на французских материалистов 18 в - Ламетри, К. Гельвеция и Дидро, а также на английского идеалиста Дж. Беркли и агностика Д. Юма. Идеи Л. положили начало разработке ассоцианизма в психологии, на теорию воспитания Л. опирались передовая педагогика 18 в и утопический социализм начала 19 в Политическая философия Л., является, по словам К.. Маркса, «... классичеським выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному» (Маркс К.. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд, т. 26, ч. 1, с. 371), развивалась Ш. Монтескье и нашла отражение в политических теориях французских и американских буржуазных революций.

Соч .: Works, 10ed., V. 1-10, L., 1801; Anessay concerning human understanding, ed. by AC Fraser, v. 1-р2, Oxf., 1894; Second treatise of civil government, ed. by JW Gough, L., 1946; Locke "'s educational writings, ed. by JW Adamson, Camb., 1922; Essays on the law of nature, ed. by W. von Leyden, L., 1954; в рус пер. (перевод) - Педагогические сочинения, М., 1939; Избранные философские произведения, т. 1-2, М., 1960.

Лит .: Маркс К.. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд, т. 2, с. 139-47; там же, т. 23 (см. Указатель) Серебренников В., Учение Локка о врожденных начала знания и деятельности, СП (Собрание постановлений), 1892; С УББ Отин А. Л., Принципы гносеологии Локка, «Вопросы философии», 1955, № 2; Зайченко Г. А., философия Дж. Локка, М., 1959; Нарский И. С., Философия Дж. Локка, М., 1960; Fox Bourne Н. R., The life of John Locke, v. 1-2, L., 1876; Gibson J., Locke "'s theory of knowledge and its historical relation, Camb. - NY, 1917; Gough JW, John Locke "'s political philosophy, L., 1950; Bonno G., Les relations intellectuelles de Locke avec la France, Berk. - Los Ang., 1955; Aaron R., John Locke, 2 ed., L., 1955; Yolton JW, John Locke and the way of ideas Oxf., 1956; Cronston М. W., John Locke; а biography, NY, 1957.

А. Л. Субботин.

Субботин

Дж. Локк.