Навигация по сайту

Новости

Вооруженные силы Украины: попытка ответить на многие «почему?»

Но то, что мы сейчас имеем - результат 23-летних гениальных реформ в военной области. В это время даже президенты Украины не прибегали в деятельность своих военных министров, не говоря уже о гражданах. Что касается неравнодушных генералов то офицеров, то они традиционно наталкивались на вопрос: «Оно тебе надо? Тебе что, делать нечего? »Поэтому, попробуем популярно изложить историю реформирования ВСУ, которая произошла с момента их возникновения в 1991 году.

Оборона начинается с одной фразы

Главным документом для деятельности вооруженных сил любой страны является Военная доктрина. В этом документе главной является одна фраза, в которой четко обозначены: кто для страны союзник, и кто - вероятный противник. Согласно этой маленькой фразы полностью выстраивается оборонная программа всей страны.

Сейчас в Украине Военная доктрина - это «больное место». В состав НАТО Украины особо не спешили брать, а входить в один военный блок под крыло России ни один из наших лидеров не хотел. Следовательно, в 1993 году Президентом Л. Кучмой был утвержден Указ «О Военной доктрине Украины», в котором было указано, что она «основывается на результатах анализа военно-политической обстановки, прогнозирование ее развития, принципах оборонной достаточности и соблюдения политики внеблоковости».

Еще тогда, в 1993 году, этот Указ был подвергнут критике, поскольку внеблоковость могут себе позволить только страны с мощными вооруженными силами, или крепкой экономикой и традиционно дружественными отношениями со всеми соседями. В случае, если этого нет, то страна не может быть внеблоковой.

Читайте также: In the army now. Общество меняет отношение к военным

Сторонники «оборонной достаточности» и «внеблоковости» апеллировали к тому, что в Украине есть ядерное оружие (на тот момент), а затем - ей не о чем волноваться. Однако, в конце 1994 года Украина решила добровольно избавиться своего ядерного оружия (мижбалистичних ракет, боеголовок, самолетов и бомбардировщиков-ракетоносцев) в обмен на гарантии ее безопасности и территориальной целостности со стороны Российской Федерации, Великобритании и США (Будапештский меморандум). Собственноручно уничтожив свои ракеты, 2 июня 1996 года Украина официально потеряла ядерный статус. Но сторонники гибридной Военной доктрины продолжали утверждать, что Украина способны защитить страны, которые подписали Будапештский меморандум, прежде всего - Россия.

Ситуация радикально изменилась в апреле 2005 года, когда по инициативе Президента В.Ющенко и военного министра А. Гриценко было изменено Военную доктрину. Отныне «конечной целью евроатлантической интеграции Украины определен вступление в НАТО как основы общеевропейской системы безопасности».

Военная доктрина 2005 стала прямым вызовом России и лично Путину. Прежде всего - через Крым, как базу Черноморского флота. Во время интервью французским СМИ 5 июня 2014 года, Президент России фактически дал публичную оценку Военной доктрины Украины 2005 года: «В ЭТИХ условиях позволить, чтоб историческая российская территория с преимущественными этническим русским населением ушла вот туда, в какой-то международный военный альянс, притом что сами жители Крыма хотят быть частью России, - извините меня, по-другому мы просто поступит не могли ».

1 июля 2010 было обнародовано Закон Украины «Об основах внутренней и внешней политики», в котором нашей стране было возвращено внеблоковый статус. В июне 2012 года Президент Украины В.Янукович также вернул старую редакцию Военной доктрины с формулировками о «оборонительную достаточность» и «внеблоковость».

Несмотря на это, Украина в течение нескольких лет (2005-2010) жила в состоянии, когда наша национальная Военная доктрина называла НАТО - союзником, а затем Россию - противником.

Итак, проанализируем: как Украина готовилась с возможным столкновением с «вероятным противником»? Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к недавнему прошлому.

советское наследство

В 1991 году молодому украинскому государству достался в наследство большой кусок Советской армии, насчитывал почти 730 000 военнослужащих. Этот кусок был разделен на три военных округа (Прикарпатский, Одесский и Киевский), которые, в свою очередь - составляли часть большого советского пазла - танкового кулака для удара по Европе.

Прикарпатский округ (Волынская, Ровенская, Житомирская, Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская, Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая и Закарпатская области) - был вторым эшелоном Главного командования Западного направления Советской армии. В возможном блицкрига до Атлантического океана войска Прикарпатского округа должны быть введены в действие где-то на границах Франции и Испании. Соответственно, эти войска были оснащены современной военной техникой. В состав округа входили управления 3-х армий, 8 механизированных, 2 танковые, 2 артиллерийских дивизии, а также зенитно-ракетные и другие соединения.

Одесский округ (Одесская, Херсонская, Николаевская, Запорожская области, Крым и Молдавская ССР) - выполнял роль «флангового района» - прикрывал южные границы СССР и должен был помогать Черноморскому флоту. На территории Украины из состава этого округа находились: 1 управления корпуса, 4 мотострелковые, 1 артиллерийская и 1 воздушно дивизии.

Киевский округ располагался на территории других 10 областей Украины, но был бедным по количеству войск. В «танковом блицкрига» он должен был играть роль поставщика военных кадров, оружия, техники и тому подобное. Следовательно, в нем была сосредоточено большое количество военно-учебных заведений, складов оружия, предприятий оборонной промышленности, и тому подобное. Войск было сравнительно немного: 2 управления армий, 2 танковые и 3 механизированные дивизии. В течение 1990-1991 годов на территорию КВО из Южной группы войск прибыло еще 2 механизированные дивизии, но - с мизерным количеством вооружения.

В 1991-1992 годах на базе штаба Киевского округа было создано аппараты Министерства обороны и Генерального штаба Украины. Штабы двух других округов продолжали функционировать вплоть до 1997 года несмотря на алогичность такой ситуации.

Еще в начале 1990-х все военные специалисты почти в один голос утверждали, что надо немедленно поломать существующую советскую дислокационную систему в Украине, направленное против Запада, однако с почти полностью открытым фронтом на востоке. В частности, предлагалось вместо имеющихся штабов округ, армий и корпуса создать 5-6 корпусов: Запад (Львов), Север (Житомир-Чернигов), Восток (Днепропетровск), Юг (Одесса) и Крым (Симферополь). В состав корпуса должно принадлежать столько войск, сколько было нужно для обороны определенного направления.

Читайте также: диверсионная потребность

Аналогичная реформа должна постигнуть и Военно-воздушные силы и противовоздушную-оборону. Особенно - последнюю. По состоянию на 1991-й год, штабы корпусов ПВО были расположены в Киеве, Львове и Днепропетровске. Причем, если система ПВО на западе, на юге и частично на севере была вполне удовлетворительной, то на востоке - абсолютно неудовлетворительной: во времена СССР контроль за небом восточных областей УССР осуществлялся прежде всего силами ПВО с территории России.

К большому сожалению, ни один из военных министров не позаботился о том, чтобы привести дислокации вооруженных сил к возможности отпора вторжения с востока. Более того - из имеющихся на Правобережной Украине 5 дивизий 2 (в Лубнах и Артемовске) были вообще расформированы. Три дивизии (ныне - бригады), которые здесь остались - находятся на расстоянии от 200 до 500 км. друг от друга (Черниговщина, Харьковщина и Днепропетровская область). Поэтому, если бы возник прямой вооруженный конфликт с Российской Федерацией, эти соединения были бы мгновенно раздавлены.

Поэтому, если бы возник прямой вооруженный конфликт с Российской Федерацией, эти соединения были бы мгновенно раздавлены

Вместо корпусной системы управления было восстановлено три «классические» военные округа советского образца. Но теперь они называются Западным, Северным и Южным оперативным командованием. Сокращение и расформирования дивизий сухопутных войск происходило не по логике, а исходя из наличия нового / старого вооружения. Первыми пошли «под нож» дивизии с устаревшим вооружением.

Некоторые области, как, например, Донецка и Луганска, была вообще в значительной мере демилитаризованные. Там не осталось сухопутных войск, несмотря на то, что в этих областях находится несколько мощных складов оружия (прежде всего - в Артемовске), уникальные военные предприятия и зенитно-ракетные дивизионы.

Подобная ситуация сложилась и с противовоздушной обороной. Чтобы закрыть «дыры» в небе, в Украине было объединено военно-воздушные силы и противовоздушную оборону в единый род войск - Воздушные силы. Тот небесное пространство, не контролировала наша система ПВО, должна была прикрывать авиация. Уязвимость этого плана заключается в том, что авиация в случае возникновения вооруженного конфликта с Россией может быть постепенно уничтожена противовоздушной обороной РФ. А наши зенитно-ракетные бригады и дивизионы, ввиду отсутствия устойчивого щита на востоке, а не комплексно смогут помочь авиации. Именно поэтому сейчас российские политики активно угрожают Украине сделать т.н. «Закрытое небо» - так противовоздушная оборона РФ действительно способна наделать нашим Воздушным силам немало неприятностей.

Читайте также: Откровения на границе

Почему мы оказались почти беззащитными на восточном направлении? На этот вопрос исчерпывающе ответил бывший министр обороны Украины в 1996-2001 и осенью 2004 - в начале 2005 генерал Кузьмук в интервью, посвященном аннексии Крыма 15-го марта 2014: «Ни один план стратегического применения ВООРУЖЕННЫХ сил Украины НЕ был направлен на защиту с Востока и Севера, ни разу ... »

Утверждение генерала Кузьмука фактически входит в противоречие с той Военной доктриной, которую имела Украина благодаря президенту В.Ющенко и военному министру А.Гриценко течение 2005-2010 годов. Поэтому, признание Кузьмука можно трактовать следующим образом: Ющенко и Гриценко подписали декларативный акт, но никакой реальной основы для защиты нашей страны не сделали. О пути в НАТО сообщили весь мир, но строить планы по обороне Украины против войск РФ не стали. Интересно, что жесткой критике Гриценко и его преемника - Еханурова подверг в 2010 году новый министр обороны адмирал Ежель. Он, в частности, утверждал: «в 2010 году было остановлено разрушение армии и достигнута стабилизации».

По факту, «разрушение» вооруженных сил Украины продолжалась и во времена Ежеля, и его преемника - Лебедева. В общем, последние 10 лет существования нашей армии характерные двумя чертами:

- бессмысленным сокращением вооруженных сил к минимуму, которое сопровождалось массовым уничтожением военной техники и огнестрельного оружия;

- массовой продажей «всего лишнего», для чего в составе Министерства обороны Украины был создан «Государственный департамент избыточного имущества и земель».

Полагаем, что деятельность этой последней структуры следует вообще сделать предметом отдельного расследования. К примеру, говорят, что Министерство обороны через этот департамент только в Киеве «добровольно отказалось» от более 100 земельных участков, на которых располагались (или находятся сейчас) воинские части. Многие из этих участков - в историческом центре города, где войска дислоцировались еще в 18-19 веках.

«Бумажная армия» и реальный боевой состав ВСУ

Регулирование численности украинской армии мало происходить на основании международных документов, прежде всего - Договора об обычных вооруженных силах в Европе (1990 год) и дополнительных Ташкентских договоренностей (1992 год). В этих документах определялась численность обычных вооружений в каждой стране Европы. Для Украины были предоставлены достаточно солидные квоты - по ее положением, территории и численности населения. Исходя из этих договоренностей, Украина могла иметь вооруженные силы в количестве 400-450 тысяч человек.

По-факту содержать вооруженные силы такого количества было очень сложно:

- во-первых финансово;

- во-вторых - материально, ведь войска имели постоянно пополняться вооружением новых образцов.

Поэтому, еще во времена президентства Леонида Кучмы было принято решение о резком сокращении вооруженных сил. В 2000 году у них еще насчитывалось 415 000 850 человек, а в 2005-м - уже 245 000 человек. В принципе, на этой цифре следовало остановиться. Но президент Украины Виктор Ющенко и его команда почему-то решили пойти дальше. И это - в условиях новой Военной доктрины, в которой они смело угрожали России.

В 2005 году, во времена военного министра Анатолия Гриценко, было введено план реформирования вооруженных сил, который предусматривал их сокращение к 2011 году до 143 тысяч человек, в том числе - 116 000 военнослужащих. Но по факту даже из этой цифры собственно боевой состав вооруженных сил был очень не многочисленным. Упомянутые 143000 делились следующим образом:

Этот план был ориентирован исключительно на возможность использования наших вооруженных сил в каком-нибудь небольшом локальном конфликте. Возможность глобального военного противостояния нашими политиками и военными даже не рассматривалась. Если бы они не исключали возможности прямого столкновения с какой-либо страной, то в этом плане должны быть показаны так называемые кадрированные соединения - за их счет армию можно увеличить в два-три раза.

План Гриценко, а вслед за тем - и планы других военных реформаторов, реализовывались и во времена президентства В.Януковича. Последний его министр, П.Лебедев, в конце концов планировал сократить вооруженные силы до 100 000, из которых военнослужащих - только 75 000.

Читайте также: приближая победу

Именно согласно плану Лебедева осенью 2013 года был отменен призыв в ряды вооруженных сил, а сами они переводились на добровольно-контрактную основу. Лебедев обещал военнослужащим, которые должны остаться, буквально «золотые горы»: и высокие зарплаты, и квартиры, и социальный статус .... Офицерам было обещано «улучшение» еще весной 2012 года. Но обещанные существенное повышение зарплат остались обещаниями, что вызвало горькое разочарование среди профессиональных военных. На фоне этого президент России В.Путин в 2012 году «победил» украинскую армию в Крыму рублем. Военнослужащие Черноморского флота начали получать в 3-4 раза больше, чем их коллеги из вооруженных сил Украины.

Согласно подписанному Януковичем законопроекта «О численности Вооруженных сил Украины на 2013 год», по состоянию на 31-го декабря в составе наших войск служило 168 000 201 человек. Из них - 125 000 482 военных, а остальные - гражданские работники. В прессе и сети интернет распространены также данные, что из этих 168 000 47 тысячу составляют женщины.

Сейчас вооружения наших вооруженных сил примерно на 90-95% - советского производства - в большинстве физически и морально устарело. Новые образцы вооружения существуют в единичных экземплярах. Причем, большинство этого вооружения производится в восточных областях.

Динамику количества вооружения в Украине в 1990-2011 годов можно проследить в таблице:

Что мы имеем сейчас

Во время Революции на Майдане Виктор Янукович несколько раз угрожал использовать вооруженные силы. Когда 18-19 февраля начальник Генерального штаба Украины адмирал Ильин попытался реализовать план использования вооруженных сил в подавлении революции, неожиданно для Януковича оказалось, что ... некем подавлять.

В обнародованных планах адмирала Ильина речь идет о привлечении к подавлению революции только сил быстрого реагирования - никаких других он использовать физически не мог. А это - около 6000 человек. Но в состав этих сил также принадлежали тридцатых танковая и девяносто пятого аэромобильная бригады, расположенные на Правобережье Украины и укомплектованы местными жителями, а также - некоторые авиационные и морские подразделения. Их использование было под вопросом. Фактически, в распоряжении Ильина оставались части 25-й аэромобильной бригады из Днепропетровска, 79-й - из Николаева, подразделения морской пехоты и «спецназ из Очакова». На этот спецназ возлагалось, в частности, задача штурмовать Дом Профсоюзов в Киеве. По факту в направлении Киева отправились 500 или 600 десантников из Днепропетровска, несколько танков из Житомира и 350 морских пехотинцев. По спецназа, то его использование в Киеве было в принципе проблематично, поскольку Очаковцев - морской спецназ - боевые пловцы! Что они должны были делать со своими ластами и масками в Киеве - адмирал Ильин разъяснить НЕ позаботился.

Не исключено, что когда к Виктору Януковичу дошло, что вооруженных сил у него фактически нет, он и начал употреблять шаги по эвакуации.

После победы революции Украина избавилась своего почти восемнадцатитысячных контингента в Крыму, який был «куплен» российских зарплаты В.Путиным. Интересно, что два месяца назад сверхвысокие зарплаты российских военнослужащих в Крыму были сокращены на треть или половину. На основании того, что, мол, теперь Крым - уже Россия, а ранее был «зарубежной военной базой». Кроме того, военнослужащих (как «коренных» русских, так и бывших украинских) заставляют или ехать служит в другие регионы РФ, или увольняться. Но и здесь Путин жестоко посмеялся: пенсии как «Коренным», так и «колишньо-Украинской» военным он почему-то решил выплачивать по пенсионным законодательством Украины! А это - значительно меньше российских военных пенсий.

Кроме того, Украина потеряла значительную часть личного состава внутренних войск и спецназа МВД и СБУ (этот последний - «Альфа», и без того был очень немногочисленным). Значительная часть профессионалов уволилась из правоохранительных органов, чувствуя обиду из-за того, что произошло на Майдане.

Фактически, в неподвижном состоянии остались только Пограничные войска - около 50 000 человек (из них 10 000 - гражданские), но эта служба должна продолжать охранять семитысячная границу государства.

Новые киевские лидеры и общество находились в «святом убеждении», что Украина имеет мощные вооруженные силы, которые защитят ее территориальную целостность. Заявление и.о. министра обороны Украины адмирала И.Тенюха, сделанное им 11-го марта 2014 года, о том, что у нас «по факту в состоянии боевой готовности находится 6000» стала почти сенсацией.

Надо признать, что адмиралу И.Тенюха и - особенно - генералу М. Коваль пришлось сделать почти невозможное:

- в кратчайшие сроки отмобилизовать все имеющиеся силы (быстрого реагирования, наращивание, стабилизации);

- осуществить практически мгновенную и скрытую передислокацию меньшей мере более 20 военных соединений.

В этом контексте особо следует отметить, что некоторые бригады перебрасывались на восток и юг с западных гарнизонов, и эта операция, несмотря на глобальный информатизацию, была осуществлена ​​практически незаметно.

Исходя из всего вышесказанного, попробуем ответить на вопросы, которые сейчас больше всего беспокоят наше общество.

Исходя из всего вышесказанного, попробуем ответить на вопросы, которые сейчас больше всего беспокоят наше общество

Что касается неравнодушных генералов то офицеров, то они традиционно наталкивались на вопрос: «Оно тебе надо?
Тебе что, делать нечего?
Итак, проанализируем: как Украина готовилась с возможным столкновением с «вероятным противником»?