Навигация по сайту

Новости

Женщины в жизни Тараса Шевченко. Если бы встретились мы снова ...

Посмотреть на Тараса Григорьевича взглядом, которым обычно смотрят на живых людей - не такое простое дело

Посмотреть на Тараса Григорьевича взглядом, которым обычно смотрят на живых людей - не такое простое дело. Усилиями литературоведов, критиков, идеологов, министерств образования и школьных учителей образ Тараса Шевченко сегодня обездвижен, отполирован, набальзамированный и одетый в вышитые полотенца уже настолько, что черты просто человека, способного любить, плакать и ошибаться, почти не проступают. Только Великий Кобзарь, Гениальный пророк Светоч Духа и тому подобное.

Словом, Тараса Шевченко сегодня больше уважают, чем читают. Биографию поэта и художника считают малоинтересной. И совершенно напрасно. Одних только "женских линий", и то если брать во внимание только самые заметные, насчитываем целых пять. Это при том, что Шевченко, мечтая в последние годы о "дом и комнату, сад-райочок", так и не смог узнать простого семейного счастья.

Шевченковед Павел Зайцев утверждает, что первой любовью Тараса Шевченко была Оксана Коваленко Шевченковед Павел Зайцев утверждает, что первой любовью Тараса Шевченко была Оксана Коваленко. В до боли хрестоматийном "Мне тринадцать было" вспомним:

... А девушка

При самой дороге

Недалеко возле меня

Посконь выбирала,

И услышала, что я плачу.

Пришла, поздравила,

Втирала мои слезы

И поцеловала ...

Как будто солнце засияло,

Как будто все на свете стало

Мое ... поля, рощи, сады! ..

И мы, шутя, погнали

Чужие ягнята к воде.

По некоторым сведениям, Оксана Коваленко была на три года моложе Тараса, жила по соседству. Первая любовь вспыхнула на горьком, даже трагическом фоне - крепостное ярмо, крайняя бедность, раннее сиротство. Будущий Кобзарь в детстве находился на одной из самых низких социальных ступеней - пас овец. Конечно, где-то там (а где бы еще?) Ему и пришлось переживать целый ряд ранних подростковых депрессий вперемешку с первыми творческими озарениями. Оксана была его подругой по несчастью. Может, именно это их и породнило - ощущение, что мир большой, но им враждебен, убежденность, вышедших из крепостной НЕ вырваться? Кто знает, но первое, чистое, юношеское чувство произвело на Шевченко огромное впечатление. И через десять, и через двадцать, и через сорок лет он будет возвращаться к образу Оксаны, не в силах его забыть.

15-летний слуга отправился вместе с валкой своего пана Энгельгардта в Вильно, оставив на идиллическом пастбище свою первую любовь. А вернувшись через четырнадцать лет, уже свободным человеком и способным столичным художником, узнал от родственников, что, по одной из версий, Оксана Коваленко просто не стала дожидаться его возвращения, вышла замуж в соседнее село, родила детей - от крепостного. По другой - Оксана влюбилась в рекрута-москаля, забеременела, родила ребенка и ... сошла с ума, а потом умерла где-то "под забором". Ее гибель вечным бременем легла на сердце поэта, а может, и обозначила одну из самых плодотворных линий в его творчестве - воспевание судьбы женщины-покрытки.

... С младенцем вернулась

Остриженная. Было, ночью

Сидит под забором, как кукушка,

И кукует или кричит,

Или тихо поет

Да вроде косы расплетает.

А потом снова ушла,

Никто не знает, где делась.

Занапастилась, одурела ...

Этот мотив заметен во многих произведениях Шевченко. Черты Оксаны Коваленко он невольно искать (и находить!) В других женщинах. Такова, пожалуй, особая сила первого детского любви.

Ядвига Гусиковська. Художник Т. Шевченко. Женская головка. 1830

В мастерской художника Лампи в Вильно, куда отдал своего казачка господин Энгельгардт учиться живописи, Тарас познакомился с молоденькой польской швеей Ядвигой Гусиковською. Девушка учила его польского языка, стирала и гладила ему одежду. Он называл ее Дуней. Именно с ней Шевченко впервые узнал чары женского тела, узнал, что такое баловство. Но не только. В отличие от Тараса, Гусиковська ни была крепостной. Общаясь со свободной, Шевченко тоже постепенно, но все больше взялся думать о свободе, о невыносимости рабских оков. Позже поэт говорил своему другу Ивану Сошенко: "Я впервые тогда подумал, почему и нам, крепостным, не быть такими же людьми, как другие свободные состояния?" Но и в этом любви суждено развеяться, как утренний туман - в Польше именно назревало восстание против московского гнета, и господин Энгельгардт поспешил убраться, прихватив, конечно же, и своего крепостного ...

Если судить по воспоминаниям знакомых Тараса Шевченко, то в молодости, к ссылке он не имел намерения жениться. Поэт и художник, входя в свою первую славу, отказывался, конечно, женского общества, однако длительных и серьезных связей с женщинами у него не было. "Как молодые люди, начнем было об этом разговор, и стоило бы только напомнить ему какое-то его увлечение женщинами, он обычно говорил:" Ах, ерунда! Пока с ней разговариваю, то будто это что-то и шевелится в сердце, а там и безразлично ", - вспоминает Александр Афанасьев-Чужбинский.

Пока с ней разговариваю, то будто это что-то и шевелится в сердце, а там и безразлично , - вспоминает Александр Афанасьев-Чужбинский

Мария Европеус.
Художник Т. Шевченко. Женщина в постели. 1839-1840 гг.

Красивая немка Маша бегала на свидания к Шевченко в Петербургскую Академию художеств. 1839 он рисовал натурщицу Машу - полуобнаженную, с распущенными волосами. На акварельци подписался - "Чевченко". Немка не могла произнести буквы "ш", а потому он подписал портрет так, как она произносила ... Говорят, что в этой любовной истории были все признаки треугольника - Иван Сошенко тоже проявлял знаки внимания к Маше, даже больше - пылал к ней сильным чувством, даже собирался на ней жениться. Маша выбрала Тараса. А Тарас, которого тот же Сошенко только помог выкупить из крепостничества, отставил подальше свою благодарность. Любовь же слепая ... Сошенко якобы даже очень обиделся, они долго не разговаривали, но через некоторое время все же помирились.

Афанасьев-Чужбинский вспоминает, что Шевченко в молодые годы привлекали не эфемерные бестелесные существа с печатью просветления во главе, а вполне живые, живые, находчивые и смешливые девушки: "Чтобы под ней земля горела на три сажени", - говорил поэт в шутку. Женщины легкого поведения, отпетые, продажные НЕ привлекали Шевченко, хотя он и относился к ним снисходительно, стремился найти среди болота хотя бы крупинку чистого золота - так смотрят на мир только истинные гении.

5

Анна Закревская.
Художник Т. Шевченко. Портрет Анны Закревской. 1843

На балу в восьмидесятилетней помещицы Татьяны Волховской Тарас Шевченко познакомился с двумя женщинами, каждой из которых суждено занять свое особое место в его судьбе: женой отставного полковника Анной Закревской и племянницей известного декабриста, княжной Варварой Репниной. С этой встречи и начала свой счет история их странного любовного треугольника - поэта воображение возбуждала Закревская, а он - в свою очередь - нравился Репниной.

Полковник Закревский пригласил Шевченко в свое имение в Березовой Рудке - рисовать большой семейный портрет. Шевченко охотно согласился и рисовал очень долго и тщательно, чтобы как можно дольше оставаться у объекта своего обожания. Анна Закревская взаимностью Шевченко не отвечала, оставаясь верной мужу. Уже в ссылке вспоминал Шевченко свою "Анну красивую", элегически вздыхая. Он надеялся на хотя бы еще одну встречу:

Если бы встретились мы снова,

Ты испугалась бы, нет?

Которое является тихое ты слово

Тогда сказала мне?

Никакого. И не узнала бы.

А может, потом напомнила,

Сказав: "Снилось глупой".

А я обрадовался бы, мое чудо!

Моя ты доле чернобровая!

Если бы увидел, напомнил

Веселее и молодое

Прежнее горе плохое.

Встретиться еще раз им не удалось. Анна Закревская умерла в возрасте тридцати пяти лет. Остались только стихи, ей посвященные, да еще портрет Анны с унылыми глазами чрезвычайно глубокой пронзительной синевы ...

Варвара Репнина.
Художник Г. И. Псел. 1839

Шевченко отношения с Варварой Репниной были непростыми. Старше на целых шесть лет, уже - по меркам XIX века - достигнув возраста старой девы, Варвара Репнина была хорошая, не в меру сентиментальная и эмоциональная. Коротая свой век почти в сельской глуши, она сохранила сокровище нежности и заботы в почти первозданном виде - ни на кого было тратить. И все это сокровище она готова была подарить Шевченко. Он сопротивлялся.

"Однажды он предложил прочитать нам свою вторую поэму ... О, если бы я могла передать Вам все, что пережила во время этого чтения! Чувства, мысли, какая красота, которая обаяние и боль! Мое лицо все было мокрое от слез, и это было счастьем, я вынуждена была бы кричать, если бы мое волнение не нашло этого выхода; я чувствовала невыносимую боль в груди ... Когда закончилось чтение, ничего не сказала; вам известно, что при всей моей болтливости волнения отбирает у меня язык. И какая мягкая, обаятельная манера читать! Это была волшебная музыка, пела мелодичные стихи! »- делилась Варвара Репнина чувствами в одном из писем. С первой же строки видно, что писала натура чувствительная, ранимая и экспрессивная.

Однако наряду с этим девичьей мечтательностью в отношении Репниной к Шевченко заметны и другие интонации. Княжна хотела стать для поэта не просто музой, не только источником извечного вдохновения, она очевидно претендовала еще и на роль учительницы, даже духовной наставницы. Ее постоянные поучения вперемешку с восторженными возгласами и слезами понемногу надоели Шевченко. "Все больше оказывался мой влечение к нему; он отвечал мне порой теплым чувством, но страстным - никогда. Наконец наступил день и время его отъезда. Я со слезами бросилась ему на шею, перекрестила лоб и он выбежал из комнаты. Капнист убежден, что я люблю его и что я потеряла голову. Я очень привязана к нему и не спорю, что если бы я видела с его стороны любовь, я может бы ответила ему страстью ", - из писем Репниной.

Шевченко не видел в Репниной ни духовной сестры, ни - тем более! - своей музы. Он куда больше интересовался сестрами Глафирой и Александрой Псел - художницей и поэтессой, которые жили в имении Репниных. Он ухаживал за Закревской. Варвару Репнину пекли невыносимые ревность, она их как не пыталась скрывать.

Души с небес благословенной

Дано любит, терпите, страдать.

И дар обречен, вдохновения,

Дано слезами поливать.

В этих строках, посвященных Варваре Репниной, скорее уважение, дружба, даже восторг перед высокой душой, но не любовь, не страсть, ни тени земного телесного порывы. Когда Шевченко оказался в ссылке, Репнина переписывалась с ним, поддерживала, присылала книги. Сегодня известны 16 писем Репниной к Шевченко, и только 8 - Шевченко к ней. Факт красноречивый и в комментариях не нуждается. Не оставил художник Тарас Шевченко и портрета Варвары Репниной - женщины, провела большую и настоящую любовь к нему через всю жизнь. Вместо этого портрет Репниной, написанный рукой счастливой соперницы - Глафиры Псел. С портрета Репнина смотрит такими живыми, такими страстными глазами, нет никакого сомнения - она ​​умела любить.

Екатерина Пиунова.
Художник И. Журавлев. 1872

После ссылки Тарас Шевченко таки решил жениться - надоело "свободное, бурлацкой" жизни, захотелось домашнего уюта и приветливой женской ласки. В Нижнем Новгороде, путешествуя от Петербурга до Москвы, Шевченко познакомился с шестнадцатилетней провинциальной актрисой Катей Пиуновой. Она играла роль Татьяны в спектакле "Москаль-волшебник". Об их первой встрече Пиунова вспоминала так: "... Сердце мое билось так сильно и так часто, что я чуть переводила дыхание. Какое-то непонятное волнение охватило меня от его теплого пожатия руки. В нем была какая-то волшебная простота ... Когда я вышла на сцену и снова в партере увидела ласковые глаза поэта, я невольно улыбнулась, и вдохновение - творческий огонь - охватили все мое существо ".

Тарас Шевченко учил Екатерину украинского языка, читал вместе с ней книги, лелея мечту о браке. Впоследствии он решил попросить у родителей ее руки и сердца. Сцена, если верить воспоминаниям друзей Шевченко, получилась довольно жалкая. Невеста вспыхнувшая и выбежала из комнаты прочь, а родители отказали сватам под предлогом большой разницы в возрасте. Еще некоторое время Тарас Григорьевич пытался хотя бы переписываться с любимым, однако молодая актриса не проявила желания поддерживать эти отношения. "Я скорее простил бы ей самые смелые поступки, чем эту мелкую несостоятельность: у меня все как рукой сняло. Отдохну и на досуге займусь перепиской для печати моей невольничьей поэзии ", - писал разочарован Шевченко. После этого он даже перестал здороваться с Пиуновой во время случайных встреч. А она, уже будучи замужем за другим, писала: "Тогда, пятнадцатилетняя девушка, я, конечно, не могла оценить этого великого человека, но зато всю жизнь гордилась и горжусь тем, что обратила на себя его внимание ..."

Мечты о женитьбе не оставляют Шевченко: "Хотя бы на чертовой сестре, потому что придется одуреть в одиночестве ..." В письме сводного брата Варфоломея Тарас спрашивает о Харитину Довгополенко - не замужем она еще? Брат удивляется - разве такой большой человеку, как Тарас, годится брать в жены такую ​​простую? Шевченко настаивает: «... я по плоти и духа сын и родной брат нашего несчастного народа, так как же таки поеднать себя с ... барской кровью? И что и барышня одукована делать в моей мужицкой избе? Харита мне нравилась, хотя я ее и назирком увидел ... Пусть Харита, хорошо подумав, скажет, пойдет ли она меня? Чтобы я знал, что мне думать и что делать? "Харит ответила:" Что это вы выдумали? .. при таком старого и лысого! "

Лукерье (Лукерьи) Полусмак

Лукерье (Лукерьи) Полусмак суждено стать последней любовью Кобзаря. Ликера была служанкой. Яркую характеристику оставила Надежда Кибальчич, родственница Пантелеймона Кулиша: "С самого начала Лукерья казалась девушкой ленивой, неопрятной и легкомысленной. Просыпалась утром позже матери, ничего дома не делала ... Ходит она всегда неумытый, с грязной шеей и нерозчисаним волосами, однако была весьма кокетливая и любила похвастаться своей стройной фигурой ... заводила интриги с соседскими лакеями, носила им в карманах жареную дичь на гостинец ... Среднего роста , круглолицая, немного в веснушках, кареглазая, уста пышные, вишневые, волосы темно-русые. Только фигура ее, тонкая в состоянии и пышная в плечах, была очень хорошая, и Лукерья хорошо об этом знала ... Одевалась она всегда по-украински. Как для обычной девушки, она была очень хитрая и умная ".

Шевченко дарил Лукерье многочисленные дорогие подарки - шляпки, туфли, кольца, даже Евангелие в золотой оправе. Мог потратить на ее прихоти около 200 рублей в день. Однако она не захотела ответить на его любовь, отдав предпочтение младшему - парикмахеру-пьянчужке.

В 1904 году, после смерти пьяницу-мужа, Лукерья Полусмак оставила Петербург и приехала в Канев. Каждый день ходила на могилу - вымаливала прощение. Даже оставила в книге отзывов такую запись: "... приехала твоя Лукерья, твоя любимая, мой друг. Посмотри, посмотри на меня, как я каюсь ... "Лукерья просила похоронить ее у подножия Чернечей горы - если не в головах, так хотя бы в ногах гения, когда презираемого ею. Завета не выполнили ...

Гений - на то и гений, чтобы даже личное несчастье переплавить в чистое золото поэзии. Неверная Лукерья вдохновила Шевченко на лирический шедевр:

Поставлю дом и комнату,

Сад-райочок насажу.

Посижу я и похожу

В своей маленькой благодати.

И в один и-одиночестве

В саду буду спать,

Приснятся детишки мне,

Веселая приснится мать,

Древнее-бывший и ясный

Приснится сон мне! .. и ты! ..

Нет, я не буду спать,

Ибо ты приснишься. И в малый

Райочок мой спидтиха-тихая

Подкрадешься, наделаешь бедствия ...

Зажжешь рай мой одинок.

Шевченко умирал одинокий. Слава не всегда идет в паре с личным благополучием.

Но все женщины, к которым стремилось сердце поэта, получили от него дорогой подарок - бессмертие. Кто бы о них знал, если бы не его строки - полны то радости, то боли.

Строки, которые будут жить столько же, сколько живет любовь.

Вечно.

А где бы еще?
Может, именно это их и породнило - ощущение, что мир большой, но им враждебен, убежденность, вышедших из крепостной НЕ вырваться?
В письме сводного брата Варфоломея Тарас спрашивает о Харитину Довгополенко - не замужем она еще?
Брат удивляется - разве такой большой человеку, как Тарас, годится брать в жены такую ​​простую?
Барской кровью?
И что и барышня одукована делать в моей мужицкой избе?
Пусть Харита, хорошо подумав, скажет, пойдет ли она меня?
Чтобы я знал, что мне думать и что делать?