Навигация по сайту

Новости

Жизненный и творческий путь Ольги Кобылянской

На видео: Ольга Кобылянская. Документальный фильм студии ВИАТЕЛ из сериала «Игра судьбы».

Жизненном и творческом пути ОЛЬГИ КОБЫЛЯНСКОЙ

Ольга Кобылянская увидела свет в далеком карпатском уголке Южной Буковины, среди роскошной природы, которая наполнила ее душу вечно живой красотой Ольга Кобылянская увидела свет в далеком карпатском уголке Южной Буковины, среди роскошной природы, которая наполнила ее душу вечно живой красотой.
В молодости она полюбила эту землю: стремительные потоки, высокие ели, зеленые долины. Ольга вслушивалась в их таинственный язык, проймалася симпатией к трудовому люду, что в поте лица работал на ней. Впоследствии сошла с карпатских вершин на буковинские доли, постигла своим проникновенным зрением все пространство родной Отчизны - и над Прутом, и над Днестром, почувствовала себя дочерью всей украинской земли. Приняла в свое сердце ее боли, страдания и надежды, полюбила всей душой. В украинской литературе пришла с румынско-немецкого окружения, писал в начале своего творчества на немецком языке. Долгое время боролась за то, чтобы утвердиться в литературе именно как украинская писательница. И это ей удалось: Ольга Кобылянская стала классиком литературы
Вобрав духовное достояние многих народов мира, отзывчивый к новым веяниям в литературе, Ольга Кобылянская своей новаторской творчеством способствовала выходу украинской литературы на мировые просторы, обогатила его непереходными художественными ценностями.
Жизнь Ольги Кобылянской неразрывно связано с ее творчеством. Проникновение в социально-политические обстоятельства, в которых она жила, в общественно-культурную среду, что влияло на нее, во внутренний мир писательницы, сквозь призму которого воспринимались внешние события, необходимо для понимания специфических условий развития его таланта, особенностей ее художественного наследия.

Ольга Юлиановна Кобылянская родилась 27 ноября 1863 года в городке Гура-Юмор (теперь Гура-Гуморулуй, Румыния), на окраине бывшей Австро-Венгерской империи, в XVIII в. захватила Южную и Северную Буковину. Родственники Ольги Кобылянской пришли на Буковину из Галиции. Отец ее был мелким чиновником, суровой нрава человеком. Мать - мягкой, ласковой, всем сердцем преданной своим детям, воспитание которых было для нее святым долгом. «Да глубокая, тихая мислителька, с немногими словами чистых устах своих, не сплямлювало ... ни грубое ... слово! Какая большая она была для своих детей, крупный благородный влияние шел от нее на умственное и чувственный развитие детей », - скажет впоследствии в автобиографических заметках« О себе самой »(1921) ее благодарна дочь, широко известная в то время писательница Ольга Кобылянская.
Когда Ольге было 5 лет, отца переводят в город Сучави. Там Кобылянской подружились с местным священником и украинским писателем Николаем Устияновичем. Как между семьями целом, так и между их дочерьми, в частности Ольгой Кобылянской и Ольгой Устиянович, зародилась искренняя дружба, которая продолжалась до конца жизни писательницы.

На фото: Семья Кобылянских
На фото: Семья Кобылянских. Стоят (слева-направо): Александр, Юлиан, Степан, Владимир. Сидят (слева-направо): Максимилиан, Евгения, Мария (мать), Юлиан (отец), Ольга. Май 1894.

1875 семья Кобылянских переезжает в горного городка Кимполунг, где отец получил должность секретаря при старостве. Здесь Ольгу отдают в немецкой начальной школы, обучают игре на фортепиано. Украинского языка Ольга училась дома и частно, в школе - только немецкой и румынской. В Кимполунзи главным центром культуры был дом городского старосты Йозефа Кохановского. В этом доме Ольга випозичала книги, слушала музыку, «узнавала хороших людей и встречалась с приверженностью украинский»
В большой семье Кобылянских пятерых сыновей посылали в гимназии, потом двое из них выучились на юристов, один был гимназические учителем, один военным, а Ольга, как и ее сестра Евгения, должны были стать хорошими хозяйками, матерями, заниматься домашними делами. И потому, что родители не могли дать должного образования всем детям, и потому, что по тогдашней неписаной традиции, которая царила в местечковом среде, интересы женщины должны были ограничиваться кухней, детьми и церковью. Неудивительно, что Ольга Кобылянская закончила только четыре класса народной школы, получив, по ее выражению, только основу «для дальнейшего умственного развития». Сначала развитие молодой девушки происходило под влиянием братьев, в том числе старшего Максимилиана, который поддерживал ее литературные интересы, а также приятельниц - Софии окуневской, Августы Кохановской - незаурядных для того времени женщин. Они искали своего идеала в жизни, интересовались искусством, пытались вырваться из серой будничности, имели высокие гражданские устремления. София Окуневская впоследствии получила высшее медицинское образование, участвовала в общественной жизни, захватывала своей интеллигентностью Ивана Франко и Василия Стефаника. Августа Кохановская стала известной художницей. Обе они оказали значительное влияние на молодую Ольге Кобылянской, помогали ей расширять кругозор, поощряли к литературному труду. София Окуневская первая начала наклоняя молодую писательницу к украинскому языку и литературе.

С тех пор Ольга закончила 4 класса начальной школы, ее оставляют мечты о дальнейшем образовании, которая в то время была, к сожалению, недоступной для женщин. Для Ольги Кобылянской оставался один-единственный путь культурного роста, литературного развития - самообразование. Это был путь, связанный с борьбой за свое человеческое достоинство, за право раскрывать и утверждать собственные духовные силы, служить своим талантом людям. Автобиографические записи Ольги Кобылянской, письма, а также юношеские дневники писательницы раскрывают стремление к образованию, к активному творческому труду, которое наполняло ее существо было содержанием жизни. Судьба судила Ольге Кобылянской идти через тернии, она гнула, ломала ее, но не сломала! Молодая писательница не давала взять себя сомнениям, разочарованию в правильности выбранного пути.

Живя в городах Южной Буковины (Сучава, Кимполунг), она видела быт их жителей, с ранних лет впитывала в чуткую душу красоту карпатских гор, а переехав впоследствии на доли, в Дымка, где жила в течение 1889 - 1891, открыла для себя Буковинский село с его контрастами и противоречиями, социальными трагедиями.

Живя в городах Южной Буковины (Сучава, Кимполунг), она видела быт их жителей, с ранних лет впитывала в чуткую душу красоту карпатских гор, а переехав впоследствии на доли, в Дымка, где жила в течение 1889 - 1891, открыла для себя Буковинский село с его контрастами и противоречиями, социальными трагедиями

Переезд в Черновцы в 1991 году (здесь прошли все поздние годы писательницы) способствовал ее дальнейшему идейно-культурному развитию; здесь наладились ее связи с тогдашними периодическими изданиями - журналами «Заря», «Народ», с газетой «Буковина», с их издателями и редакторами - Иваном Франко, Михаилом Павликом, Осипом Маковеем и другими.
Творчество Ольги Кобылянской раннего периода охватывает годы ее литературного обучения (1880 - 1887 годы), когда были написаны рассказы «Гортенза, или Картина из жизни одной девушки", "Судьба или воля?», «Видение», «Человек из народа», повесть «Она вышла замуж», во второй, более совершенной редакции известна под названием «Человек». Все они, как и некоторые более поздние, написанные на немецком языке произведения писательницы, характеризуют начало его творческого пути, внутренний период развития, входит в новую фазу с появлением украинского варианта повести «Человек». Этот ранний период творчества Ольги Кобылянской хотя и не обозначен заметными художественными достижениями, все же был важным и плодотворным в жизни молодой писательницы.
В упомянутых произведениях, как и в более поздних ( «Царевна», «Он и она», «За ситуациями») Ольга Кобылянская нарушает целый ряд проблем, связанных с эмансипацией женщины: в конце 80-х - 90-х годах писательница принимала активное участие в феминистической движении на Буковине и в Галичине, возникший здесь под влиянием западноевропейских общественно-политических веяний, борьбы за равные права мужчины и женщины.
В начале 90-х годов Ольга Кобылянская идейно примыкает к крестьянскому радикального движения, возглавляемого Иваном Франко и Михаилом Павликом. Если учесть то обстоятельство, что участие в деятельности радикальной партии и в ее изданиях была связана с преследованиями, арестами (не избежали их И. Франко, М. Павлик, Л. Мартович, В. Стефаник и другие), то симпатии Ольги Кобылянской к упомянутому выше движения, отношения молодой писательницы с его вдохновителями свидетельствуют о прогрессивном характере идейной и творческой эволюции автора «Царевны» - повести, которая начала рождения Ольги Кобылянской как выдающейся украинской писательницы. Повесть написана в 1888 - 1895 годов сначала на немецком языке, а впоследствии украинский. Ольга Кобылянская прошла хорошую творческую школу во время длительной работы над повестью, какой она окончательно закрепила за собой место в родной литературе.
Основной, самый период творчества Ольги Кобылянской приходится на вторую половину 1890-х и 1900-е годы. Писательница в это время опубликовала много новелл, рассказов, повестей, очерков, приносят ей признание не только на Украине, но и за ее пределами - в России, Болгарии, Германии и других странах. Наряду с большими повествовательными формами (повесть) она разрабатывает жанры «малой» прозы - пишет социально-психологические рассказы из жизни буковинских крестьян ( «Банк рустикальный», «В Св. Иоанна», «На полях»), настроению психологические зарисовки ( «Нищая »,« Покорность »), лирико-драматические пейзажные рисунки (« Битва »,« Под открытым небом »), философские диалоги (« Он и она »), аллегорические поэзии в прозе (« Мальвы »,« Аккорды »,« Там звезды пробивались »), афористические миниатюры.
Расширение идейно-тематического диапазона прозы Ольги Кобылянской было связано с углублением реалистического начала творчества писательницы. Во второй половине 1890-х годов она, с одной стороны, ищет нового подхода к изображению темы интеллигенции ( «Аристократка», «Impromptu -phantasie», «Valse mélancolique»), с другой - все глубже проникает в социальные, морально-этические проблемы жизни села, достигая наивысшего художественного открытия в повести «Земля». Писательницу привлекают образы мужественных, высоких духом женщин, романтичные, артистические натуры. Так, в новелле «Аристократка» она раскрывает печальную судьбу женщины из высших общественных кругов, которая, избегая политических преследований, вынуждена была эмигрировать за границу, где потерпела лишений, но достойно несла свой тяжкий крест.

Ольга Кобылянская страстно любила музыку, вообще искусство. В нескольких рассказах и новеллах она искусно изобразила талантливые художественные натуры. В образах трех артистических натур из рассказа «Valse mélancolique» писательница показывает три разные жизненные судьбы женщин-интеллигенток, каждая из которых пытается найти свое счастье, полное выявить богатые духовные силы.
Обращение к образам и картин из жизни родного края, в частности буковинского села, способствовало углублению социального характера творчества Ольги Кобылянской. В новелле «Банк рустикальный», например, стоит жуткая картина экономического разрушения бедного мужицкого хозяйства посредством так называемого рустикального (крестьянского.) Банка, призванного якобы помогать в трудную минуту земледельцам, спасать их от спрутов-ростовщиков.
Образцы тонкого художественного анализа крестьянской души имеем в новеллах «В св. Ивана »,« Время »,« За готар »и других. Писательница углублялась в душевные состояния своих героев, изображала их в различных социальных и морально-этических ситуациях, сфокусовуючы внимание прежде всего на гуманных, благотворительных чертах характера.

Ольга Кобылянская во многих произведениях выступает поэтом-пейзажистом. Тонко чувствуя красоту природы, писательница дала мастерской образцы пейзажной лирики, вдохновленные красотой карпатских гор. Писательница искала гармонии между человеком и природой, рассматривала последнюю как один из источников духовного обогащения человека. Именно поэтому ее так больно поражало нарушение этой гармонии, варварское отношение к природе. В знаменитой новелле «Битва» писательница страстно стала на защиту родной природы.
Позже в творчестве Ольги Кобылянской все отчетливее звучат социальные мотивы, она трактует с позиций писательницы-демократки, усиливая и углубляя то реалистическое направление в украинской литературе на рубеже двух веков, его представляли Иван Франко, Леся Украинка, Михаил Коцюбинский, Василий Стефаник, Лесь Мартович, Марко Черемшина. Наивысшим достижением Ольги Кобылянской на этом пути стала повесть «Земля».
Социальная и морально-этическая драма - братоубийство из-за земли - дали писательницы возможность проникнуть в душу трудового человека, раскрыть мир ее внутренних переживаний, важные стороны народной жизни. Верой в то, что эти надежды осуществятся, заканчивается грустная и щемящая повесть земли. Заключительные мажорные аккорды повести оптимистично настраивают читателя, вселяют уверенность, что молодое поколение сможет перестроить жизнь, найдет пути к счастью.

В начале 1900-х годов творчество Ольги Кобылянской продолжает развиваться главным образом в реалистическом направлении, о чем свидетельствуют рассказы и повести «Слепой», «Через море», «За готар», «Думы старика», «В долинах», «Ниоба» , «За ситуациями». Однако, стремясь расширить сферу своих художественных поисков, писательница обращается к осмыслению некоторых абстрактно-символических тем и образов ( «Аккорды», «Крест», «Луна» и другие), испытывая определенное влияние модернистских течений.

Ольга Кобылянская - мастер не только крупных прозаических форм, но и малых (новелла, поэзия, в прозе). Она воспринимала окружающий мир, мир человеческой души в их масштабных и миниатюрных проявлениях, демонстрируя владение как широкими эпическими мазками, так и лаконично сконденсированной.

Художественное мышление писательницы в жанре малой прозы, в частности поэзии в прозе, имеет свою специфику. Многие из этих миниатюр экспериментального характера. Кобылянская стремилась в лаконичной, экспрессивной форме, с помощью образов-аллегорий воспроизвести определенные состояния души, описать уверены, явления природы, человеческой жизни. Этот миниатюрный мир Ольги Кобылянской языком символов отражает реальный мир бытия в более или менее реалистичных формах его проявления. К произведениям этого жанра принадлежат миниатюры «Мальвы» (1896), «Там звезды пробивались» (1900), «Грустно колышутся сосны» (1901), «Слепец» (1903), «Через море» (1903), «Мои лилии» (1903), «Крест» (1906), «Весенний аккорд» (1910) и другие. Они глубоко индивидуальный характер, отражают стремление писательницы передать свое видение мира, свои внутренние переживания. В жанре малой прозы, может, ярче всего проявилось ее художественное новаторство, которое впитало и лучшие национальные традиции и творчески переосмыслены влияния немецкой, румынской и других зарубежных литератур. Малая проза Ольги Кобылянской, в частности ее новеллы, стихотворения в прозе, свидетельствует притяжения автора к лаконизма и образности художественного мышления, музыки слова. Тяга к эстетически прекрасного, морально высокого следовал в нее из любви к людям, к жизни, которое она стремилась видеть ясным, мажорным.
Дальнейшее творчество писательницы проходила в условиях безвременья первой мировой войны, в условиях боярско-румынской порабощения края, когда украинская культура, в частности литература, преследовалась, запрещалась. Те суровые испытания, выпавшие на долю писательницы, сказались на ее творчества. Размышления и переживания периода первой мировой войны нашли свое воплощение в очерках и рассказах «Иуда», «Письмо осужденного на смерть солдата к своей жене», «Навстречу судьбе», «Сошел с ума», написанных в 1915 - 1923 годах, что силой своего трагизма не уступают новеллам антивоенного цикла Василия Стефаника и Марка Черемшины. Отзывчивая, как мембрана, к человеческим страданиям писательница-гуманистка страстно ненавидела войну. Во время кровавых баталий 1914 - 1916 лет она оказалась на территории военных событий, (через Буковину некоторое время проходила линия фронта между цесарскими и царскими войсками). Муки, смерти, руины, вызванные войной, до глубины души поражали Ольге Кобылянской. Они побудили художника-гражданина выступить в защиту человечности, справедливости, мира на земле. Это была принципиальная позиция украинского мастера слова, который присоединил свой голос ко всем честным художников-обличителей мировой войны несла народам смерть и разруху.

В 1920 - 1930-е годы прошлого века писательница продолжает разрабатывать социальные и морально-этические темы из жизни буковинского крестьянства. Одно из лучших произведений этого периода рассказ «Волчица» тяготеет к жанру повести. В нем автор проникновенно показала, как частная собственность пагубно влияет на человека. Осуждая темные стороны крестьянской жизни, обусловленные социальной действительностью, разоблачая губительную власть земли, Ольга Кобылянская выделяет лучшие черты народного характера. Рассказ свидетельствовало, что, несмотря на материальную и моральную трудности, на преследование румынской политической полиции, писательница и в это время работала плодотворно, создавала жизненно правдивые образы.
В тяжелых условиях, в которых оказалась Ольга Кобылянская в 1920 - 1930-х годах, большую поддержку подала ей литературная общественность. В течение 1925 - 1932 годов в издательствах Харькова и Киева вышло немало изданий произведений писательницы.

Умерла Ольга Юлиановна Кобылянская 21 марта 1942 в тяжелое время порабощения Северной Буковины румынско-фашистскими захватчиками, которые преследовали писательницу, готовили над ней судебную расправу.

Долгий и сложный путь прошла Ольга Юлиановна Кобылянская Долгий и сложный путь прошла Ольга Юлиановна Кобылянская. В течение полувека выступала она в литературе, отражая жизнь народа в его различных проявлениях, духовные стремления интеллигенции, рисуя природу родного края. Писательница утверждалась в украинской литературе постепенно, в процессе перехода с немецкого на украинский язык, овладение культурным ценностям родного народа, реалистического метода! Художественно осмысливая тот жизненный материал, который был ей больше известный, Ольга Кобылянская создала целую галерею образов из среды демократической интеллигенции, воплотив в них свои взгляды на социальные и морально-этические проблемы времени. Несомненной заслугой писательницы является то, что она одной из первых в украинской литературе изобразила образы женщин-интеллигенток, обладающих высшие духовные интересы, стремление вырваться из сетей будничности, духовного рабства. Превознося человека, в частности женщину, показывая ее высокие духовные порывы, Ольга Кобылянская утверждала передовые взгляды на жизнь.
Художественная проза Ольги Кобылянской способствовала расширению мирового резонанса украинского художественного слова. Ее новеллы, повести неоднократно переводились на русский, польский, чешский, словацкий, болгарский, Словинский, французском, румынском и других языках.
Имя выдающейся украинской писательницы-демократки, которая прошла благородный путь самоотверженного служения народу, отдала ему все мысли и помыслы в тяжелое время социального и национального порабощения, и в светлое время его воссоединения, духовного возрождения, окутанное в нашей стране глубоким уважением и любовью, известное в широком мире.
В своей лучшей части литературное наследие Ольга Кобылянской вливается в казну общечеловеческой культуры как непреходящая художественная ценность, способствуя духовному сближению, и взаимообогащению народов.

Федор Погребенник

По материалам: Ольга Кобылянская. Повести. Рассказа. Новеллы. Киев, издательство "Наукова думка", 1988 г., стр.. 5 - 25.

На видео: Ольга Кобылянская. Передача из цикла "Неизвестное об известных» (истории любви выдающихся украинский по книге Нелли Топськои "Любовь-воодушевление, любовь-тоска»). Творческий проект Червоноградской городской библиотеки и радио "Новый двор".

Читайте произведения Ольги Кобылянской на нашем сайте:

Ольга Кобылянская: жизнь и произведения

Имя выдающейся украинской писательницы-демократки, которая прошла благородный путь самоотверженного служения народу, отдала ему все мысли и помыслы в тяжелое время социального и национального порабощения, и в светлое время его воссоединения, духовного возрождения, окутанное в нашей стране глубоким уважением и любовью, известное в широком мире Имя выдающейся украинской писательницы-демократки, которая прошла благородный путь самоотверженного служения народу, отдала ему все мысли и помыслы в тяжелое время социального и национального порабощения, и в светлое время его воссоединения, духовного возрождения, окутанное в нашей стране глубоким уважением и любовью, известное в широком мире. В своей лучшей части литературное наследие Ольга Кобылянской вливается в казну общечеловеческой культуры как непреходящая художественная ценность, способствуя духовному сближению, и взаимообогащению народов.

Похожие

Жареная утка по рецепту Ольги Смайл
Жареная утка Мама спросила, я так и сделал! Жареная утка, запеченная с яблоками, грушами и апельсинами, приземлилась на стол. О, жареная утка с фруктами обычно ассоциирует меня с праздниками, особыми семейными торжествами и праздничной кухней. В нашем семейном доме всегда было праздничное, особенное и любимое блюдо, особенно моего отца. Лично
Аварийное открытие автомобилей
... ийный замок в Гливицах - путь к захлопнувшейся машине Слесари, работающие в замке скорой помощи в Гливице, принадлежат к высококвалифицированным и опытным специалистам. За годы работы они получили ученичество по внедрению специализированных услуг слесаря, включая аварийное вскрытие автомобилей. Вероятно, многие из нас встретили чрезвычайно стрессовое приключение, когда мы хлопали ключами в машине, и дверь
Один из важнейших документов современной Украины готовится в самых таинственных условиях. СНБО, в стенах кот...
Один из важнейших документов современной Украины готовится в самых таинственных условиях. СНБО, в стенах которой пишется соответствующий законопроект о новом формате АТО и возвращение оккупированного Донбасса На запрос журналиста "Украинской правды» не указало ни одной фамилии лиц, которые приобщены к разработке проекта. Зато известно, что за процессом