Навигация по сайту

Новости

Херсон

  1. Подготовила Нина ПОЛИЩУК Город разных наций и религий
  2. История города
  3. Религия в Херсоне: храмы города
  4. аллея Духовности
  5. Свято-Екатерининский (Спасский) собор
  6. Свято-Успенский собор
  7. Храм св. царицы Александры
  8. Церковь Рождества Богородицы (Греко-Софиевская)
  9. Церковь Всех Святых
  10. Собор Святого Духа (привозной)
  11. Греко-католический храм Св. Кирилла и Мефодия и монастырь Св. Владимира Великого
  12. Римско-католический костел Пресвятого Сердца Иисуса Христа
  13. для

Подготовила Нина ПОЛИЩУК

Город разных наций и религий

Город Херсон был основан 18 июня 1778 по приказу Екатерины II в и по просьбе ее же фаворита Григория Потемкина. Назвали город в честь древнего города Херсонес, что было в Крыму и в котором был крещен киевский князь Владимир. Таким образом императрица хотела подчеркнуть связь тогдашней Российской империи как с христианством, так и с культурным миром вообще, ведь Херсонес был греческой колонией.

И, конечно, история города не ограничена только его образованием. Во время русско-турецкой войны 1737-1739 гг. Здесь была оборонительная крепость Александр-Шанц, но еще задолго до этого, в IX-XII вв. через херсонская дельту Днепра проходил древнерусский торговый путь «из варяг в греки», а в IV-III вв. до н. е. здесь жили скифы-земледельцы и скифы-скотоводы, которых впоследствии сменили воинственные сарматы. Во времена казаков эту территорию называли Диким полем. Здесь было две Запорожские Сечи: Каменская Сечь (около современного г.. Берислав) в 1709-1711 гг. И 1728-1734 гг. И Олешковская Сич (в районе современного г.. Цюрупинск) с 1711 по 1728 годы. Однако до основания города Херсона Запорожскую Сечь разрушили до основания ...

История города

К приезду императрицы для посещения нового города готовились тщательно: строили мосты, вкладывали каменную дорогу, ведь вокруг все еще был сухой степи и дикое поле. Говорят, что даже вдоль дороги ставили муляжные изысканные дома, поселения, чтобы глаз императрицы радовалось и не почувствовал существенной разницы между великолепием Великороссии и Малороссии, то бишь, Новороссии, как тогда еще называли Таврический край. Тот путь назвали пути Екатерины. Остатки его можно встретить и сейчас, к примеру, когда проезжаешь Берислав автострадой в Каховку, то можно увидеть на берегу реки скульптуру Б. Хмельницкого, а рядом с ним небольшой каменный мост, по которому ездили имперские кареты.

Итак, во время своих первых посещения Херсона императрица заложила камень в фундаменте первого собора города, который теперь называется Екатерининским, посадила несколько дубов, один из которых сейчас стоит зацементированный в парке им. Ленина. Так Херсон начал свою жизнь как важное торговый город на юге империи, как морской и речной порт (ведь Николаев и Одесса будут построены позже - в 1789 и 1794 годах соответственно). В конце XVIII в. через херсонский порт осуществляли торговлю с Италией, Францией, Испанией. Именно здесь начали строить Черноморский флот, потом переведут в Николаев, где порт позволял принимать корабли с глубокой осадкой. Строительством Херсонской крепости и самого города занимался генерал-цехмейстер И. Ганнибал, потом инженер-полковник Н. Корсаков. Продолжил их дело адмирал Ф. Ушаков, прибывший в Херсон во главе колонны из 700 балтийских матросов.

Ушаков, прибывший в Херсон во главе колонны из 700 балтийских матросов

Словом, пока торговая жизнь бурлит, в 1813 году открывают первое уездное училище (к тому времени Херсон - центр Херсонской губернии), затем - мужскую гимназию, училище торгового мореплавания, сельскохозяйственное училище. Театры, музеи ... В 1907 году Херсон соединяют с крупными городами железной дороге. Но вскоре бурная жизнь полиса слегка дезориентируется постоянной сменой власти: в период март 1917 - по февраль 1920 город контролируют австро-германские войска, казаки гетмана П. Скоропадского, которых меняет Директория УНР, а затем - войска Антанты и армия Деникина. В конце концов в феврале 1920 устанавливают советскую власть. Началась активная индустриализация региона и все, что характеризует политику СССР.

Во время Великой Отечественной войны большинство заводов были эвакуированы на Восток. Оборона города продолжалась с 15 по 18 августа 1941 года, а оккупация - до марта 1944 Здесь действовали партизанские отряды рабочих с завода им. Коминтерна. Малоизвестным тот факт, что на территории Херсонщины в это время также действовала ОУН, окружной провод которой возглавлял родной брат С. Бандеры - Богдан Бандера. В ноябре 1942 года организация была ликвидирована немцами.

Послевоенные годы были временем восстановления промышленности города, дальнейшей советизации, что хорошо отражает архитектура современного центра города, на главной площади которого - площади Свободы - до недавнего времени стоял Ленин, которого снесли во время Майдана 2014 года. Сейчас на постаменте украинский флаг, символизирующий память о Небесную сотню. Зато настоящий центр старого города находится ближе к Днепру, в районе улиц Суворова, Перекопской и Соборной. Большинство архитектурных памятников находятся в состоянии руины.

Начиная с 2012 года некоторым улицам Херсона благодаря общественной инициативе и поддержке горсовета начали возвращать исторические названия. К примеру, ул. Ленина получила свою дореволюционную название - Соборная, так как на ней стоит бывший кафедральный собор православной Таврийськоиепархии - Свято-Успенский; а улица 50 лет Октября теперь Богородицкая; ул. Карла Маркса - Потемкинская.

Религия в Херсоне: храмы города

Херсон, как и Херсонщина в общем, были давно полирелигиозная, поскольку это был край торговый, потому привлекал переселенцев, что, соответственно, приходили со своим вероучением. Так, здесь до сих пор является не только христиане различных конфессий (среди которых в начале основания полиса львиную долю занимали протестанты), но и мусульмане, иудеи.

С начала существования по сегодняшний день город имеет три различные храмы, поочередно были главными соборами Херсона - Свято-Екатерининский, Свято-Успенский и Свято-Духовский храмы. Сейчас попробуем углубиться в историю религии полиса немного подробнее.

аллея Духовности

Херсон в 2012 году получил так называемый справочник из основных храмов города - Аллея Духовности. На месте старого поросшего кустарником сквера, что за главным городским ЗАГСом, восстановили Покровский сквер, где и находится аллея.

В 1803 году на месте современного сквера херсонские старообрядцы построили деревянную часовню, а уже через несколько лет здесь стоял храм Покрова Пресвятой Богородицы. С появлением советской власти здание использовали то как зернохранилище, то как тюрьму для военнопленных. Однако в 1944 году Херсонский горсовет утвердил решение подорвать храм для того, чтобы улица Октябрьской революции, которую преграждала церковь, стала сквозной. Затем, как уже отмечалось, территория, где было сооружение, оставалась захламленной. А первой каплей в строительстве сквера на прежнем месте Покровской церкви стало установление скульптуры Божьей Матери Покрова в 2009 году. Тогда идею херсонского женского клуба «Инициатива» поддержал тогдашний городской голова Владимир Сальдо и желающие помочь херсонцы. На День матери того же года архиепископ Херсонский и Таврический УПЦ КП Иоанн совершил освящение образа.

На День матери того же года архиепископ Херсонский и Таврический УПЦ КП Иоанн совершил освящение образа

Строительные работы в сквере продолжались долгое время, в 2011 году ему официально дали название «Покровский», а на праздник Покрова Богородицы 14 октября 2012 члены того же женского клуба при содействии городских властей открыли Аллею Духовности или Аллею «Истории Херсона в храмах», где на 17 памятных досках изображены святыни города и собраны краткие исторические справки о них.

Свято-Екатерининский (Спасский) собор

В 1781 году Новороссийский генерал-губернатор князь Г. Потемкин решает поставить новый Свято-Катеринеський собор на месте деревянной гарнизонной церкви святого архангела Михаила. Сооружение стало первым каменным православным храмом города. Не сложно догадаться, что фаворит императрицы строил собор в честь своей покровительницы Екатерины II в, чему свидетельствует первый камень в фундаменте, который сохранился до сих пор: «Екатерина Вторая, Императрица и самодержица Всероссийская, Неподражаемая, но примерная потомству в больших делах ее к сей стране град, флота и коммерции, на сем месте благоволила быть Божиему, во имя святой Великомученицы Екатерины, соборном храма, який заложен месяца августа в 30 день 1781 г. ». Когда же императрица посещала город, подарила храму второе название - Спасский - что должно было свидетельствовать о благодарности Богу за победу в русско-турецкой войне 1787-1791 годов.

Храм считается примером русского классицизма. У входа стоят скульптуры апостолов Петра и Павла, великомученицы Екатерины. В частности, Петр имеет в руках ключи от Рая, а Павел - меч, которые, кроме известных библейских символов, приобрели новое значение в этом соборе: ключи от Рая - ключи от морских торговых путей Юга империи, которые были добыты мечом в войне. Двор собора впоследствии стало своеобразным мемориалом, ведь здесь были похоронены павшие в войне главнокомандующие Херсонской крепости, а в самом соборе, у иконостаса находится усыпальница Г. Потемкина.

С приходом советской власти собор закрыли, часть иконостаса перенесли в краеведческий музей, остальные ценностей исчезли бесследно. В 1930 году в храме открыли антирелигиозный музей, а могилу князя Г. Потемкина открыли и сделали экспонатом. Последний факт возмутил известного херсонского писателя Бориса Лавриньова, который обратился с соответствующей просьбой в Наркомпрос и в Комитет по охране памятников искусства и старины. Поэтому антирелигиозную контору закрыли, однако не замедлили сделать помещение зернохранилища. В годы оккупации в храме возобновили богослужения, однако по возвращении советской власти, туда снова завезли зерно. В 1968 году начали реставрацию, чтобы сделать там очередной музей, и в 1970 году здесь находился Дом пропаганды областной организации Союза охраны памятников истории и культуры. Иронически ...

В конце концов храм вернули Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) 25 августа 1991. Сквозь исторические перипетии до сих от большого иконостаса в храме остались царские врата и 11 аутентичных образов, большую часть которых сейчас хранят в Херсонском художественном музее им. А. Шовкуненко.

Свято-Успенский собор

Свято-Успенский храм был построен и освящен в Херсоне в 1798 году по инициативе городских купцов. Фасад храма был выполнен в стиле классицизма, интерьер украшали мозаики и фрески в византийском стиле. Наибольшей достопримечательностью церкви был иконостас, состоящий из 50-х икон и был 30 метров в длину и 17 метров в высоту.

И с появлением советской власти в 1922 году Успенский собор закрыли и разграбили, как и многие святыни в городе. В 1930 году из здания решили сделать спортивный клуб. Итак, уникальные фрески замазали коричневой краской, а иконостас и много других образов в церкви разобрали под общим лозунгом «Стекло из окладов икон на застекления окон». 1935 - добровольная спортивная сообщество «Спартак» дала здания название Дворец спорта.

Правда, во время немецкой оккупации города во Второй мировой войне в августе 1941 года храм ненадолго возобновил свою деятельность. Старшие местные прихожанки, которые еще помнят те времена, говорят, что стены собора были окрашены в страшный цвет, в потолке прорублено дыры с негерметичными окнами, сквозь которые во время дождя на пол лились потоки воды. Иконостас исчез, однако люди, которые занимались ремонтом храма при немцах, рассказывали, что когда подняли пол, то увидели, что иконы предыдущие хозяева вкладывали в сгнившие и испорченные места в полу, таким образом волейболисты прыгали по иконах ...

После войны православная община пыталась и дальше отстоять свои права на храм, однако городские власти предпочли спорта вместо религии, аргументируя такое решение следующим образом: «В период оккупации Дворец спорта был занят церковью, однако пока здание должно быть передано« Спартаку », поскольку спортивное общество потратило на ремонт и доведение Дворца спорта в надлежащее состояние около 750 000 рублей ». О прошлых 124 года, которые храм был храмом и принадлежал к православной церкви, тогдашняя власть, очевидно, забыла ...

Вот так с 1945 года по 1992 год в храме занимались спортом. Очевидцы даже рассказывают, что на месте бывшего алтаря был туалет для спортклубивцив ...

После долголетних перипетий, лишений храм таки передали в собственность общины в 1992 году, в следующем же году начали реставрацию. Хотя реставрацией как таковой ремонтные работы назвать нельзя, скорее - восстановление. Вместо обещанных властью дубовых окон поставили пластиковые, вместо камня заливают бетон. О восстановлении византийских фресок не идет и речи, однако радует, что храм хотя бы таким образом восстанавливают, поскольку, похоже, другого пути «реставрации» для него не предвиделось, разве что только дальнейшая разрушение.

Особенность храма такова, что внешне он выглядит как минимум в три раза меньше, чем в середине, где под его куполом может поместиться 10-этажный дом (высота более 30 метров, длина - более 50). Собственно говоря, это одна из причин такой затяжной реставрации, которая длится до сих пор - большие масштабы и работы, и разрушений, ведь прежняя жизнь храма в качестве спорткомплекса не дало ему права на сохранение хотя бы какой-то подлинности - только стены. В большей степени собор восстанавливают на средства общины (200-300 активных прихожан), правда купол и надкупольный крест установили при поддержке государства.

О аутентику иконостаса и стенописей не может идти и речи, потому что не осталось истинных показаний, какими они были. Единственной иконой с 50-х иконостасных, которая чудом уцелела, есть икона Божией Матери «Благодатное небо», официально считается чудотворной. Также в «кафедральные времена» храма здесь был другой херсонский чудотворный образ - Касперовская Богородица. Святыню свое время для сохранения временно перевезли в Одессу, где она остается и сейчас.

Храм св. царицы Александры

В Херсоне это единственный храм, постоянные прихожане которого имеют официальные удостоверения члена прихода, и единственный храм, под куполом которого стоит украинский флаг - церковь святой великомученицы царицы Александры Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата. А настоятель храма не только занимается делами общины и реставрацией здания, но и ежедневно предоставляет бесплатные услуги психолога людям, которые в этом нуждаются.

В 1898 году состоялась торжественная закладка храма имени святой великомученицы царицы Александры. Поскольку храм основном должен был действовать для воспитанник женской гимназии, то покровительницей выбрали именно св. царицу Александру, которая стала известна благодаря своей бесстрашной преданности воле Божией. Женщина была женой императора Диоклетиана, который преследовал христианин. Александра же, узнав о твердости веры святого Георгия во время его мучений, пошла поклониться в ноги мученика и публично объявила себя христианкой, после чего мужчина приговорил ее к смертной казни. Уже смиренно идя на казнь, царица попросила у стражей отдыха и, склонившись, тихо умерла.

Уже смиренно идя на казнь, царица попросила у стражей отдыха и, склонившись, тихо умерла

Итак, возвращаясь к истории церкви, в 1902 году с поднятием колокольни освятили храм. В 1922-1927 годах храм принадлежал к Украинской Автокефальной Православной Церкви, и вскоре церковь, как и большинство в Херсоне, закрыли и передали в собственность Херсонском пединститута, затем здесь были мастерские общетехнического факультета. Только в 90-х небольшая группа людей из местного общества украинского языка им. Т. Г. Шевченко начали борьбу за возвращение храма под опеку Украинской Православной Церкви. Накануне Пасхи 1992 сооружение таки была передана общине УАПЦ. А уже в 1997 году общине зарегистрировали как приход УПЦ КП.

От аутентичного храма сегодня частично уцелели стены сооружения и мраморные киоты внутри храма вдоль иконостаса, на которых изображены Владимир Великий и праздники вмч. царица Александра. Купола и кресты, окна, которые были частично замурованы, пол, иконостас, стенопись - все это пришлось восстанавливать долгие годы исключительно средствами верующих. Ремонтные и реставрационные работы частично продолжаются до сих пор.

Община при храме сегодня насчитывает до 700 активных прихожан. В частности такая численность паствы стала одной из причин введения в 2004 году по общему согласию фиксированного членства в церковной общине. Удостоверения, выдаваемые отдельному человеку после так называемого «испытательного срока» на активность в жизни храмовой общины, имеют юридическую силу и предоставляют владельцу право голоса в решении тех или иных вопросов в обществе. Такая необходимость возникла, по словам настоятеля храма отца Андрея Калиты, когда несколько лет в с. Калининское, что на Херсонщине, построенную церковь по решению сельской общины передали под покровительство УПЦ (МП), не учитывая сопротивление церковной общины - 30 семей, исключительно за собственные средства и построили храм.

В церкви св. царицы Александры у киота с изображением Владимира Великого стоит украинский флаг, который теперь служит как память о молитвах и крестный ход прихода на Херсонском площади во время нынешней революции. Также в этой христианской общине раз в месяц поддерживают традицию первых христиан - агапе - совместный обед и молитва прихожан. А воскресная школа имеет две группы: для детей от 4 до 8 лет, и от 8 лет и старше.

Церковь Рождества Богородицы (Греко-Софиевская)

Первую деревянную церковь Святой Софии Премудрости Божией возвели в Херсоне греки, Которые были одними из первых поселенцев города. Это были братья Димитрий, Афанасий и Стефан Горнапуло с острова Хеопс, який на тай время был захвачен римлянами. В 1780 г.. Они начали закладывать каменную церковь, тогда же состоялось его освящение в церковь Рождества Богородицы. Так храм имеет два престола: нижний в честь Рождества Богородицы, а верхний - во имя святых Константина и Елены. Эта святыня Херсона является одной из немногих, которой удалось лучше сохранить свою аутентичность, ведь в храме до сих пор является иконостас (около 450 лет) и образы, которые привезли с собой греки, настенная роспись и живопись XVIII века. Необычной для Херсона является архитектура церкви, которая выполнена по схеме базилики - два ряда колонн разделяют храм на три нефа.

Греческий храм, как его называют херсонцы, в 1917 году закрыли и удалили с него церковные ценности. Богослужение восстановили во время немецкой оккупации и они не прекращались после завершения войны. В военное время настоятель церкви протоиерей Ожиговский Серафим Яковлевич прятал мирных жителей города. После освобождения города священник также собирал средства для восстановления Херсона, а собственную квартиру перелаштував в мини-госпиталь. Впоследствии он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Церковь Всех Святых

Этот храм еще называют «Кладбищенский», потому что он стоит на территории Херсонского некрополя - Петровского кладбища, одни из древнейших захоронений которого датируют 80-ми годами XVIII века. К примеру, древнейшей считают могилу иеромонаха Василия 1781.

Церковь Всех Святых строили в 1804-1808 годах в стиле классицизма. Это единственный православный храм в городе, который не прекращал богослужений во времена атеизма. Внутри сохранился аутентичный резной иконостас и образы, которые были выполнены ярославскими иконописцами в XVIII веке. И хоть храм не закрыли в советские времена, однако в 1929 году переплавили колокола «для нужд индустриализации» и начали конфисковывать церковные реликвии, ценности. Некоторую часть из них удалось вернуть благодаря прихожанам, что совместными средствами выкупали сакраментальные для них вещи. В храме, кстати, сохранился чудотворный образ, списанный с Касперовской Божьей Матери.

Петровское кладбище, на территории которого находится церковь, является одним из старейших кладбищ Херсона. Здесь хоронили известных людей города, чиновников, участников русско-турецких войн, воинов как белой, так и красной армии, петлюровцев, участников восстания атамана Григорьева 1919 года, воинов Первой и Второй мировых войн. Попутно вспомним, что кладбище официально закрыли для захоронений еще в 1883 году ...

Итак, на Петровском есть захоронения поляков, испанцев, французов, греков, немцев, даже можно увидеть, пробравшись сквозь заросли, несколько казачьих крестов, ведь Херсон был также городом собрания Черноморского казачьего войска. Особенностью этого некрополя является отсутствие территориального размежевания захоронений по принадлежности к конфессиям, более того - сохранена уважение к солдатам врага. К примеру, рядом с братскими могилами защитников Севастополя есть могилы французов, которые были их противниками в Крымской войне. Сегодня кладбище переполнено и нередко среди полуразрушенных фигур в греческом стиле, склепов и урн с прахом можно увидеть железобетонные надгробия с красной звездой вместо креста. Часть кладбища находится под асфальтом - последствия перестроек и восстановлений Херсона.

Собор Святого Духа (привозной)

Свято-Духовской церкви считали наиболее богатой, ценно украшенной церковью Херсона, ведь на ее строительство выделили немалую сумму купцы, которые хотели на ярмарочной площади свести святыню. Итак среди херсонцев бытуют еще два названия этой церкви - Привозная или Купеческая.

Строительство храма начали в 1804 году. Тогда церковь имела форму креста с колоннами на фасаде. Неподалеку возвели пятиярусную колокольню, также выполняла роль небольшой церкви - Преображенской. Правда, колокольня сгорела дотла в 1941 году, как раз в День Преображения (19 августа). Теперь же на этом месте стоит часовня.

В 1907 году Свято-Духовской церкви увеличили, пристроив трапезную. Но золотые времена храма продолжались недолго, уже в 1922 году из сакрального сооружения исчезли все ценности, впоследствии здание закрыли, а с 1937 по 1944 годы здесь хранили муку. В августе 1944 года храм вернули верующим, тогда же началась реставрация, которая, правда, не смогла спасти древних росписей на стенах святыни. Следует вспомнить, что в конце 1941 года, как раз во времена оккупации Херсона, православным позволили проводить богослужения в трапезной храма, поскольку, как уже было упомянуто, в августе того же года сгорела Преображенская церковь-колокольня.

В 1947 году, во время реставрационных работ Привозная церковь становится кафедральным собором города. Вскоре одесские иконописцы в этот храм подарили многочисленные иконы. И до 1995 года храм не имел полноценной колокольни, его «голос» заменяли 8 маленьких колоколов.

И до 1995 года храм не имел полноценной колокольни, его «голос» заменяли 8 маленьких колоколов

Свято-Духовский собор имеет наибольшее в городе чтимых икон: чудотворный образ списан с Касперовской Божьей Матери, Спас Нерукотворный, копии Феодоровской и Почаевской иконы Божьей Матери, икона святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, образы святого преподобного Иоанна Русского и преподобомученици Параскевы Римской с частями их мощей , также мощи преподобного мученика Варсофония Херсонского, преподобной Евтропии Херсонской, блаженной Доминики Олешковской и мощи преподобных Киево-Печерских.

Греко-католический храм Св. Кирилла и Мефодия и монастырь Св. Владимира Великого

Греко-католическая община в Херсоне сформировалась в 90-е годы прошлого века на основе многочисленных переселенцев из Западной Украины. В начале независимости Украины верующие обратились с просьбой о пастырское попечение к отцам Ордена святого Василия Великого. Уже в 1994 году местные власти выделили часть бывшего аэродрома для строительства греко-католического мужского монастыря. Поэтому, пока архитекторы чертили планы будущего монастырского комплекса, новоприбывший иеромонах Исидор (Гончар) и брат Василий (Данищук) собственноручно строили временное помещение для монастыря.

В 2007 году из Ивано-Франковской области перевезли деревянную (из дуба и сосны) церковь, 16000 деталей которой на месте составляли 4 человека. Это была инициатива отцов Василиан из древнего Крилоса. В том же году «Путешествуя» церковь освятили в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Этот храм - современная реконструкция украинской деревянной сакральной архитектуры XVI века, стиль - галицкий. Сейчас церковь св. Кирилла и Мефодия единственный образец деревянной сакральной архитектуры в городе, а также единственное место сплочения греко-католической общины.

Строительство же монастырского комплекса началось в 2009 году, когда заложили краеугольный камень в фундамент. К тому монахи жили в «вагончиках», приспособленных для проживания.

Римско-католический костел Пресвятого Сердца Иисуса Христа

Пытаясь привлечь в Херсон иностранцев, предоставляя им льготы и уделяя особое внимание, князь Г. Потемкин решил построить в Херсоне римско-католическую церковь. Для строительства была отведена треугольная площадь в северо-западной части купеческого пригород, на которой около 1787 и появился храм. Затем на месте первой церкви в 1792 году возвели глиняный храм (часовню) и освятили во имя Спасителя. Строительством руководил священник-иезуит Елизум Шац. Каменную церковь поставили 1820-х годах и освятили во имя святых Пия и Николая, а в 1840-х годах надстроили шпиль. Но и эта церковь была переделана, так как на плане объекта 1855 тот же храм уже именовался церковью св. Антония и его окружала овальная ограда.

В доме, принадлежавшем Католической Церкви, находилась церковная школа и союз помощи бедным католикам. Членами общества были известные в городе люди, среди которых И. К.Квинто - городской архитектор Г. К. Пачоский - известный ученый, основатель Естественно-исторического музея Херсонского губернского земства.

Летом 1849 костел был освящен как собор, потому что Херсон стал центром вновь утвержденной епархии. А в дореволюционное время часть улицы Суворова, где находится костел, носила название Католическая.

Не прошли мимо храма и революционные события. 18 марта 1917 здесь состоялся польский митинг. 28 апреля 1918 греко-униатский гарнизонный священник отец Бачинский впервые в Херсоне прочитал в костеле проповедь на украинском языке. После революции некоторое время храм был закрыт для богослужений. А 2 мая 1922 ликвидационная комиссия из отделения Церкви от государства удовлетворил просьбу прихожан о временном пользовании здания храма со всем имуществом и инвентарем, необходимым для богослужений.

В 1923 году община костела насчитывала 65 человек. 12 февраля 1923 был заключен договор между Херсонской советом рабочих и крестьянских депутатов, в лице представителя П. стало и уполномоченным религиозной общины при костеле Т. И. Оскерко. Согласно договору, Херсонская совет рабочих и крестьянских депутатов передала в бессрочное безвозмездное пользование и владение здание костела религиозной общине при римско-католическом храме в Херсоне. Однако уже в 1930-х годах он был закрыт и его помещения использовали под Держкинопрокат. С восточной стороны к нему был пристроен кинозал.

С 1947 г.. Помещение костела было существенно перестроено. С одной стороны в нем разместили мастерские по ремонту киноаппаратуры, а с другой стороны был пристроен кинозал. Канун 1 мая 1957 года в помещении был открыт детский кинотеатр им. Павлика Морозова, который специализировался на показе фильмов для детей.

В 1991 году, после провозглашения независимости Украины, Папа Римский создает Каменец-Подольскую епархию, куда входила и Херсонская область. Первым католическим священником в Херсонскую был направлен в. Леон Малый, который начинает организовывать приход Пресвятого Сердца Иисуса Христа. Благодаря настойчивости верующих-католиков, одно из помещений действующего кинотеатра было предоставлено для проведения богослужений в определенные часы и дни. А в 1994 католической общине было отведено часть здания. И в 2000 году. Городская власть отдает все здание в аренду.

Здесь нередко во время богослужения молитва «Отче наш» произносится как минимум на трех языках - украинском, польском и русском, ведь литургии посещают верующие не только м. Херсона, но и туристы из стран Европы и Америки.

В 2005г. Благодаря служению отца настоятеля Артура городские власти дали разрешение на реконструкцию храма. В июне этого же года началась его реконструкция, поскольку состояние здания на момент возврата верующим нельзя было назвать удовлетворительным: разрушены стены, дырявая кровля, службы проходили в помещении, где не было окон. В то время активное участие в реконструкции храма принимали католики Германии, Польши, США и других стран.

На глазах зал кинотеатра превратился и стал снова храмом: реконструировали потолок со встроенными окнами, возвели башню, на которую в декабре 2005 г.. Установили колокол и крест. Вместо бывшего советского кинотеатра теперь стоит римско-католический храм, который, по сути, занял свое прежнее место.

для

Итак, если вы решили наведаться в древней Херсон и проникнуться историей его храмов, предлагаем вам маршрут прогулки. Начинаем с железнодорожного вокзала, с главного входа которого буквально начинается проспект Ушакова - главная дорога города, тянется прямо к набережной. Направляемся к церкви Всех Святых и Петровского кладбища (слева). Перед церковью, немного сбоку, видим единственный в городе солнечные часы Джона Говарда, который в свое время спасал херсонцев от холеры, и, по иронии судьбы, сам умер от той напасти.

После Петровского можем выйти снова на главную улицу города и дойти до так называемого современного центра площади Свободы, облсоветом и постаментом, оставшийся от недавно свергнутого Ленина, а там уже спросить дорогу в кинотеатр «Юбилейного», рядом с которым Екатерининской (Спасская) церковь и остатки валов древней городской крепости. Отсюда по улице Перекопской дойдем до церкви св. Александры, у которой морская академия и парк им. Ленина, где стоит один из старейших дубов Херсона. Также почти напротив церкви находится литературный музей-дом Бориса Лавриньова, писателя-футуриста. Кстати, считается, что именно из Херсона пошел литературный футуризм в российские лет-кулуары. Ведь здесь, в Херсоне, встречались и писали В. Хлебников, А. Кручьоних. В квартиру Лавриньова однажды приезжал даже Маяковский.

Итак, от музея идем вниз к «херсонского Бродвея» - улицы Суворова. По желанию, можно спуститься ниже, к набережной Днепра. Улица Суворова - центр старого города. По названию несложно догадаться, что здесь жил военачальник, сохранился его дом и клен, который он посадил в честь рождения сына. Херсонцы иногда смеются из этого факта, ведь вся улица окутана аллее кленов ... Исторический клен пока высох, а с его ствола городской художник-авангардист Гепард сделал «мифологическое дерево».

Неподалеку от ул. Суворова находятся Свято-Успенская и Греко-Софиевская церковь. В конце же «херсонского Бродвея» стоит римо-католический костел, от которого, если идти в сторону центрального рынка, находится Свято-Духовский (привозной) собор. А чтобы добраться до греко-католической деревянной церкви св. Владимира Великого стоит спросить маршрут к Таврическому микрорайона.

Обычно, через отпугивающее «привлекательность» разбитых улиц и потрепанных фасадов, большинство туристов обходят настоящий исторический центр древнего города, который находится в районе ул. Суворова, ближе к речпорта - так называемое «греческое пригород». Поэтому, если предпочитаете увидеть старый Херсон, а не зрадянизований «город», надевайте кроссовки и не жалейте времени!

Источники и литература:

  1. Антипенко И. Херсонский некрополь «передвидкриття» http://www.day.kiev.ua/uk/article/cuspilstvo/hersonskiy-nekropol-perevidkrittya
  2. Греко-Софиевский храм Рождества Богородицы. Херсон http://www.magazine-rest.in.ua/ua/articles/greco-sophia_church_of_the_nativity_of_the_virgin._kherson.html
  3. Информацийнийзвит Министерства культуры Украины «О состоянии и тенденциях развития религиозной ситуации и государственно-конфессиональных отношений в Украине» (Краткое изложение) http://odnarodyna.com.ua/content/svyato-ekaterininskiy-hram-hersona
  4. Кафедральный собор г. Херсона http://voskresenie.com.ua/svyatyni
  5. Официальный сайт монастыря Св. Владимира Великого в Херсоне http://kherson.osbm.info/?page_id=9
  6. Платочек М. Храм Всех Святых в Херсоне http://odnarodyna.com.ua/content/hram-vseh-svyatyh-v-hersone
  7. Платочек М. Свято-Екатериненский храм Херсона http://odnarodyna.com.ua/content/svyato-ekaterininskiy-hram-hersona

Похожие

Церковь в Послании Павла к римлянам
Фото Кайл Томпсон Поначалу римляне могут показаться странным местом для апостольского понимания церкви. В письме ничего не говорится о церковных служениях, если только в его кратком упоминании об обучении и увещевании не упоминаются официальные церковные роли (12: 7–8). Точно так же в нем никогда не упоминается Вечеря Господня, и, хотя речь идет о крещении (6: 3–4), тема - это не ритуал водного крещения,
Как город Комсомольск объединился против села Горишного плавная
"Первая в мире экскурсия в Верхние Плавные! Доехать в Верхние Плавни - 50 гривен, вернуться обратно в Киев - 450!", - такое объявление в соцсетях успешно собрало микроавтобус туристов в промышленный городок с пятидесятитысячным населением Комсомольск. 19 мая постановлением Верховной Рады его переименовали в Верхние Плавные. В то время сами комсомольчане (их так еще можно называть, потому что постановление еще не подписано и не опубликовано) раздражаются, что их
Гороскоп июль 2018: гороскоп для всех знаков зодиака на июль
В июле любимцами звезд станут четыре знака Зодиака - Раки, Козероги, Овны и Весы Не все так радужно в этом месяце сложится для Рыб, Дев, Близнецов и Стрельцов / фото 2018.pp.ua Об этом в комментарии
Сегодня в мире отмечают День святого Патрика: традиции праздника
... святого Патрика / фото REUTERS Сегодня, 17 марта, в мире отмечают День святого Патрика - праздник, который ассоциируется у многих с Ирландией, пивом и лепреконы в зеленых костюмах. На самом деле праздник посвящен небесному покровителю Ирландии Святого Патрика. Этот день был провозглашен христианским праздником в начале XVII века, однако сейчас оно стало не только религиозным но и культурным.
Памятники Варшавы
... идентский дворец в Варшаве Фото sxc"> Президентский дворец в Варшаве Фото sxc.hu Варшава - самый большой город в Польше. Столица страны, которая является научным, культурным и политическим центром, является европейским мегаполисом. Какой город, название которого происходит от легендарного рыбака Войны и его жены Савы, может предложить туристам? Множество достопримечательностей. В этой части давайте сосредоточимся на ключевых Старый Город Территория
Представь город без рекламы
Недавние местные выборы оставили много эмоций, обещаний и предвыборных плакатов. Город был покрыт лицами кандидатов - советники смотрели на нас с остановок, заборов или стен. Городской пейзаж также был разнообразен огромными рекламными щитами с предвыборными лозунгами. И хотя избирательные кампании подошли к концу, вы все равно можете найти многочисленные объявления местных органов власти. В дополнение к политикам,
Эти религиозные фильмы вошли в историю кино [ВИДЕО]
Жизнь и страсть Иисуса Христа, реж. Фердинанд Зекка и Люсьен Нонге (1902-1905) Этот французский немой фильм считается одним из первых, в котором рассказывается о жизни Иисуса Христа. Через 44 минуты включаются наиболее важные события из Евангелия от момента вознесения до вознесения. Несмотря на то, что на съемках виден знак времени, поклонников кино все же могут поразить необычные «спецэффекты». Мы можем наслаждаться появлением и исчезновением ангелов, когда Иисус ходит по воде или
Брест: Город Границы, Город-герой
... церковь часто переходила на другую сторону в течение нескольких часов во время боевых действий. Хотя внешняя часть здания была отремонтирована, его интерьер оставался в значительной степени в прежних условиях. Первая служба состоялась здесь только в 1991 году, через 50 лет после осады.
... своих произведениях Данте показал глубокие теологические знания. В шестисотый юбилей со дня смерти поэта Па...
... своих произведениях Данте показал глубокие теологические знания. В шестисотый юбилей со дня смерти поэта Папа Бенедикт XV посвятил ему целую энциклику «In praeclara» ( 30 апреля 1921). «Родившись в эпоху, когда процветали философские и богословские исследования, благодаря учителям-схоластам, которые собирали лучшую наследие прошлого, чтобы передать ее потомкам, внося в нее свой неповторимый талант, посреди самого большого разнообразия мнений, Данте выбрал в качестве учителя св.
КАРТА КРАКОВА - трамваи на карте города
... ить ярлык на карту Кракова на стартовом экране мобильного телефона Samsung Интернет - Android Android Chrome - Android
Культура Малави - история, люди, женщины, убеждения, еда, обычаи, семья, общество, одежда
Страны и их культуры Ja-Ma Культура Малави ориентация Удостоверение личности. Малави являются частью большой популяции банту, которая мигрировала на север из Южной Африки на рубеже двадцатого века. Расположение и география. Малави - страна, не имеющая выхода к морю, которая находится к востоку

Комментарии

Какой город, название которого происходит от легендарного рыбака Войны и его жены Савы, может предложить туристам?
Какой город, название которого происходит от легендарного рыбака Войны и его жены Савы, может предложить туристам? Множество достопримечательностей. В этой части давайте сосредоточимся на ключевых Старый Город Территория старого города в Варшаве - это характерные узкие улочки, окруженные многоквартирными домами, относящимися к Варшаве много веков назад. Большинство зданий было построено во второй половине 20-го века из-за того, что Варшава была разрушена на 80% во время Второй
Как бы выглядел город без него?
Как бы выглядел город без него? реклама ? Любопытные на этот счет, они будут заинтересованы в деятельности Марио Paniego . Он концептуальный, визуальный и инновационный художник. Он является выпускником изящных искусств в Университете Западной Англии, он получил докторскую степень в Университете Страны Басков. Он также имеет степень магистра в области «Управление проектами» (Университет Страны Басков) и «Управление культурой»
Ну как такое город назвать болотом?
Ну как такое город назвать болотом?", - резюмирует местная уборщица. "Донбасс тоже власть не слышала ..." Комсомольчане привыкли к стабильности в "своем раю". Местного евромайдан здесь как такового здесь не было. Зато, говорят, принудительно людей
У вас есть история для новостной команды Sun Online?
У вас есть история для новостной команды Sun Online? Напишите нам по адресу [email protected] или звоните 0207 782 4368
Смогут ли кожаные кресла и позолота президиума заставить забыть всех о том факте, что украинской академика в мире цитируют реже, чем вчерашнего студента?
Смогут ли кожаные кресла и позолота президиума заставить забыть всех о том факте, что украинской академика в мире цитируют реже, чем вчерашнего студента? Есть ли смысл жаловаться на недофинансирование науки тому, кто не интересуется новейшими базами данных и не генерирует новые знания десятилетиями? Не лучше освободить свое место для тех, кто действительно полон новых идей? Молодым ученым с каждым годом все труднее дискутировать с людьми, которые живут прошлым. Потому что те, кто застрял в прошлом,
Есть ли какое-то библейское обоснование семи кругов рая, или это только плод воображения великого поэта?
Есть ли какое-то библейское обоснование семи кругов рая, или это только плод воображения великого поэта? "Божественная комедия» Данте Алигьери - это поэтическое произведение, хотя в нем достаточно четко проявляется католическое вероучение. В своих произведениях Данте показал глубокие теологические знания. В шестисотый юбилей со дня смерти поэта Папа Бенедикт XV посвятил ему целую энциклику «In praeclara» ( 30 апреля 1921). «Родившись в эпоху, когда процветали философские
А где еще так тесно переплетены история и современность?
А где еще так тесно переплетены история и современность? Антон Чехов и Федор Шаляпин, Роберт Льюис Стивенсон и Марчелло Мастрояни, Майя Плесецка и Монсеррат Кабалье, Паоло Коэльо и Жан Клод ван Дамм в разное время были гостями элитного отеля. Случалось, что в отеле останавливались даже коронованные особы и потомки аристократических фамилий. Источник
Но даже если бы ислам был причиной всех проблем, каким было бы решение?
Но даже если бы ислам был причиной всех проблем, каким было бы решение? Что все мусульмане отказываются от своей культуры и своей веры? Это маловероятно. Сарразин не предлагает решения этой дилеммы, поскольку он даже не заинтересован в поиске решений. Вся его книга показывает, что он не занимается формированием мирного сосуществования, а скорее строгим разделением народов и прекращением иммиграции мусульман.

Info/?
Какой город, название которого происходит от легендарного рыбака Войны и его жены Савы, может предложить туристам?
Какой город, название которого происходит от легендарного рыбака Войны и его жены Савы, может предложить туристам?
Как бы выглядел город без него?
Еклама ?
Ну как такое город назвать болотом?
У вас есть история для новостной команды Sun Online?
Смогут ли кожаные кресла и позолота президиума заставить забыть всех о том факте, что украинской академика в мире цитируют реже, чем вчерашнего студента?
Есть ли смысл жаловаться на недофинансирование науки тому, кто не интересуется новейшими базами данных и не генерирует новые знания десятилетиями?
Не лучше освободить свое место для тех, кто действительно полон новых идей?